Перспектива преодоления социального разделения людей
228 Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2
Депутатская деятельность рабочих имела периодический характер. В испол-
комах Советов, в партийных и профсоюзных комитетах решающую роль играли
освобожденные от производственной деятельности работники, что, с одной сто-
роны, соответствовало традициям разделения труда, перешедшим из капитализма,
а с другой — отражало неготовность рабочего класса к организации управления
полностью на новых началах — без выделения специального слоя управленцев. Не-
сомненно, 8-часовой рабочий день не позволял рабочим осваивать теорию и прак-
тику управления до уровня, необходимого для выполнения всех функций управ-
ления в порядке сочетания с производительным трудом. Рационализаторская дея-
тельность рабочих также была недостаточно действенна и масштабна, чтобы стало
излишним выделение слоя инженерно-технических работников.
Прогрессу в деле преодоления разделения труда послужил переход к 7-часо-
вому рабочему дню в советской промышленности с конца 1927 г. Дополнительный
час, свободный от исполнения прямых производственных обязанностей, позволил
рабочим активизировать поиск резервов повышения производительности труда.
Закономерно, что именно с конца 1920-х годов начинается подъем «ударничества»
в производстве, который лишь отчасти объясним непроизвольной интенсифика-
цией труда в результате сокращения рабочего дня.
Именно в этот период развертывается такая развитая форма рабочего контро-
ля, как шефство заводов над госаппаратом. В ее рамках рабочие шефские бригады
направлялись на определенный период времени в различные государственные уч-
реждения для основательной проверки их деятельности с помощью инструкторов-
специалистов. По завершении проверок рабочие возвращались к работе на про-
изводстве. Так начался переход к повседневному контролю за советским государ-
ственным аппаратом со стороны самих рабочих, что придало новое, более высокое
качество сочетанию ключевых общественных функций в их деятельности.
Еще более значимой по критерию преодоления разделения труда стала практи-
ка «социалистического совместительства работы на производстве с работой в госу-
дарственных учреждениях». В ее рамках рабочие переходили к повседневному вы-
полнению ответственной работы в госучреждениях (в заместителей начальников
отделов и т. п.) после основной производственной работы. Очевидно, что на таком
пути открывалась перспектива отрицания социально-экономического закрепле-
ния особого социального слоя за трудом по управлению.
Для успешного выполнения как рационализаторских, так и управленческих
функций рабочие нуждаются в специальной подготовке. Показательно, что с конца
1920-х годов развернулась массовая техническая учеба, создавались курсы для удар-
ников, участников шефских бригад, социалистических совместителей. Регулярно
проводились совещания и конференции рабочих по обмену передовым опытом.
Все это поднимало квалификационно-образовательный уровень рабочего класса,
подготавливая его освобождение от закрепления за производительным трудом.
Для упразднения разделения труда принципиальна способность людей ум-
ственного труда выполнять функции производительного труда. Такая способность
была естественна для «выдвиженцев» — рабочих, выдвинутых на руководящие
должности на производстве или в советском аппарате. «Рабочие факультеты» при
вузах, вечерние отделения институтов, высшие технические учебные заведения,
созданные при заводах, ВТУЗы давали возможность таким рабочим получать необ-