К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

Перспектива преодоления социального разделения людей

Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2 229

ходимое образование. Специалисты с такой трудовой биографией способны были
продолжать производственную работу в объемах, не препятствующих управленче-
ской работе.
При всей его значимости «выдвижение» в масштабах, совместимых с нормаль-
ным функционированием промышленного производства, не могло обеспечить
управленческий аппарат необходимыми кадрами и в количественном отношении,
и в качественном. Основная часть новых кадров специалистов и управленцев фор-
мировалась из выпускников вузов, поступавших туда по окончании средней шко-
лы. Следовательно, для сочетания ими производительного и непроизводительного
труда требовалось включение трудового обучения в школьное образование.
Практика производственного обучения в советской школе имеет продол-
жительную историю. Так, в послевоенные десятилетия ученики 9–10, а затем
9–11 классов в специально отведенные дни работали на учебно-производственных
комбинатах или непосредственно на предприятиях. Следовательно, десятки мил-
лионов советских людей в юности получили базовые производственные навыки,
которые объективно позволяли продолжать производственную деятельность, со-
четая ее с непроизводственной.
Опыт работы в производственной сфере продолжался у студентов дневного
обучения вузов: в форме участия в сельскохозяйственных работах, в строительных
отрядах, прохождения производственной практики на промышленных и сельско-
хозяйственных предприятиях. В результате миллионы студентов на 2–3 месяца
в году становились производительными работниками, не превращаясь в рабочих.
С учетом сказанного едва ли правильно считать «дуальное образование» —
сочетание теоретического обучения с производственным обучением — новацией
современных европейских стран. Оно выглядит таким после свертыванию профес-
сионального обучения в российской школе в 1990-е годы.
Выдающимся достижением в плане освоения всех основных общественных
функций каждым членом коллектива стал опыт школы-коммуны А. С. Макаренко.
В этой школе обучение общеобразовательным предметам органично сочеталось
с сельскохозяйственным и промышленным трудом и с самоуправлением коллекти-
ва учащихся. Из такой школы выходили молодые люди, во всех отношениях под-
готовленные к повседневному сочетанию производительного и непроизводитель-
ного (в том числе управленческого) труда.
В СССР существовала практика выполнения работниками непроизводствен-
ной сферы определенных видов производительного труда. Самой массовой фор-
мой такой работы было участие в субботниках по уборке территорий и помещений.
Работники вузов, НИИ, отделов и служб предприятий привлекались также к рабо-
те на овощебазах, в летнее время направлялись в колхозы и совхозы.
Таким образом, тенденция к преодолению разделения труда между работни-
ками производительного труда и труда непроизводительного имела двоякое про-
явление. С одной стороны, время, высвобождаемое в результате сокращения ра-
бочего дня до 7 часов, использовалось рабочими для обучения теории и практики
управления, что отрицало социально-экономическое закрепление за производи-
тельным трудом и вело к увеличению объемов и повышению значимости непро-
изводственных общественных функций, выполняемых в порядке сочетания с про-
изводительным трудом. С другой стороны, часть рабочего времени работников

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14