Перспектива преодоления социального разделения людей
230 Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2
непроизводственной сферы уделялась производительному труду, что подрывало
социально-экономическое закрепление за непроизводительным трудом. Реализа-
ции данных процессов способствовал синтез образования и трудового воспитания
в школе и вузах.
При сокращении рабочего дня с 7 часов до 6 часов и менее без понижения
зарплаты продолжился бы рост масштабов и роли управленческой и рационали-
заторской деятельности рабочих. Одновременно сокращение рабочего дня в про-
изводстве благоприятно влияло бы на участие в производственной деятельности
работников непроизводственной сферы. В перспективе эти встречные процессы
должны были привести к равному распределению экономически неоднородных
видов труда между всеми трудоспособными и, следовательно, к преодолению ста-
рого разделения труда.
Следует отметить, однако, что в СССР после введения 7-часового рабочего
дня не только застопорилось его дальнейшее сокращение, но и проявилась прямо
противоположная тенденция — к удлинению до 8 часов. Если в предвоенные годы
и первый послевоенный период это было оправданно, то реставрация 8-часового
рабочего дня в 1967 г., безусловно, означала регресс.
Отказ от сокращения рабочего дня и его последующее удлинение препятство-
вали развертыванию участия рабочих в управлении и консервировало их социаль-
но-экономическое закрепление за производительным трудом. При таких условиях
было неизбежно использование повышения производительности труда для уве-
личения численности социальных групп, социально-экономически закрепленных
за трудом непроизводительным. Несмотря на то что работниками непроизводи-
тельного труда становились люди, получившие в школе и вузе начальные произ-
водственные навыки, в силу отделения таких работников от производительного
труда эти навыки оставались невостребованными в общественном производстве.
Тем самым происходило расширенное воспроизводство данного вида социального
разделения людей.
Подобная негативная тенденция находила свое выражение и в сфере идеоло-
гии. Так, стало нормой прославление «рабочих династий», олицетворяющих за-
крепление за производительным трудом на протяжении нескольких поколений.
Была предана забвению недвусмысленная идея Энгельса: «…настанет время, когда
не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который
в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторо-
го времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности
как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных
тачечников!» [5, c. 206].
Несомненно, тенденция к углублению разделения труда на протяжении по-
следних десятилетий существования СССР доминировала над тенденцией к его
преодолению, что не случайно завершилось восстановлением классового обще-
ства, хотя и в его самой высокой, капиталистической форме.
Таким образом, преодоление разделения между работниками производитель-
ного труда и труда непроизводительного остается сегодня исторической перспек-
тивой. Вместе с тем наличие практического опыта такого преодоления наряду
с ускорением современного технического прогресса делают эту перспективу все
более близкой к осуществлению.