Перспектива преодоления социального разделения людей
224 Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2
обходимыми обеспечение соответствующего уровня общего и профессионального
образования, систематическое повышение квалификации и профессиональной пе-
реподготовки. Благодаря этому рабочие становятся способны осуществлять раци-
онализацию производства, выполнять некоторые функции, прежде закрепленные
за инженерно-техническими работниками.
Достижение подрастающим поколением адекватной подготовки для вступле-
ния в трудовую жизнь предполагает удлинение периода обязательного школьного
обучения, что существенно преобразует половозрастное разделение труда, подни-
мая возрастную планку достижения полной трудоспособности.
Систематическое повышение квалификации и профессиональная перепод-
готовка работников, объективно необходимые в условиях прогрессивных преоб-
разований в техническом базисе производства, требуют сокращения рабочего дня
и увеличения времени для свободного развития способностей. Такое сокращение
образует закономерность экономического развития, хотя, наталкиваясь на барье-
ры, обусловленные сиюминутными интересами работодателей, предполагает ор-
ганизованную профсоюзами борьбу работников. Сокращение рабочего времени
расширяет возможности участия рабочих в выполнении управленческих функций,
например, в рамках профсоюзов.
Превращение средств производства в технологическое применение науки, в ма-
териализованную силу общественного знания позволяет повышать общественную
производительность труда независимо от ограниченных физических возможностей
работников. В результате экономия труда в сфере производства достигает размеров,
позволяющих сочетать рост объемов выпуска с увеличением масштабов непроиз-
водственной социальной деятельности, включая труд, не являющийся непосред-
ственно производительным, и деятельность в рамках времени, свободного от труда.
Вместе с тем в условиях капиталистической общественно-экономической
формации экономия труда в производстве реализуется преимущественно в фор-
ме сокращения численности рабочих, сначала относительно численности занятых
в непроизводственной сфере, а затем и абсолютного. Следствием этого становится
возрастание занятости в непроизводственной сфере, причем в форме социально-
экономического закрепления за непроизводительным трудом. Соответственно,
с развитием капитализма проявляется тенденция к снижению численности рабо-
чего класса и увеличению численности социальных слоев, занимающих промежу-
точное положение между классом капиталистов и рабочим классом.
В результате преобладающая и все возрастающая часть общества выводится
из сферы производительного труда, выполняя виды деятельности, более благопри-
ятные для развития человека. Такой путь освобождения от негативных послед-
ствий закрепления за производительным трудом не обеспечивает, однако, пре-
одоления деления общества на классы, поскольку рабочий класс воспроизводится,
хотя численность его и уменьшается. Признание подобного изменения социальной
структуры современного общества прогрессивным означает, на наш взгляд, «поже-
лание того, чтобы на рабство труда, на принудительный труд обрекалась возможно
меньшая часть общества. И это есть самое большее из того, до чего добираются те,
кто стоит на капиталистической точке зрения» [6, с. 265].
Научно-технический прогресс при капитализме, требуя от рабочих способно-
сти к перемене труда, в общем и целом не выводит эту перемену за рамки выполне-