Что такое социализм
После победы социалистической революции общество несёт отпечаток того общества, которое было до революции, – “родимые пятна капитализма” (и “родимые пятна феодализма”, если тому соответствует особенность страны). Кроме того, мелкобуржуазность в социалистическом обществе порождается заново, если рабочий класс становится отстранённым от непосредственного управления и контроля общественным производством.
Сталинская конституция 1936 года – фиксация результатов развития советского общества под руководством Сталина. В том числе, в избирательном принципе – ‘по территориям’ (а не ‘по предприятиям’), было зафиксировано фактически сложившееся управление предприятиями партийной системой централизованного руководства. Ввиду мелкобуржуазности основной массы рабочих, их диктатура осуществляется не ими самими, а их авангардом – освобождёнными от производительного труда идеологами-марксистами – управленцами, организованными в партию. Партию также составляли и передовые рабочие, занятые производительным трудом, служащие таким образом проводниками влияния партии среди остальных рабочих.
Страна называется ‘капиталистической’ или ‘социалистической’, если в ней установлена диктатура буржуазии или диктатура пролетариата. Страна называется ‘построившей социализм’, если установлен один уклад собственности – общественная собственность на средства производства. Страна называется ‘вернувшейся в капитализм’, если общественную собственность на средства производства окончательно вытесняют различные уклады частной собственности.
Если устанавливается диктатура буржуазии в обществе, ‘построившем социализм’, то переходный период – это необратимое скатывание к капитализму. Если устанавливается диктатура пролетариата в обществе буржуазном или феодальном, то переходный период – это борьба двух противоположных тенденций: построение социализма и скатывание в капитализм. Результат этой борьбы заранее не известен и может быть всяким, в зависимости от того, как бороться.
Утверждается, что в СССР в 1961 году установилась диктатура буржуазии и её форма – государственный капитализм. Государственный капитализм – экономическая подконтрольность государству любого частного бизнеса (см. В.И. Ленин, “О продовольственном налоге”). “«Госкапитализм есть капитализм, — говорил Преображенский, — и только так понимать можно и должно». Я утверждаю, что это есть схоластика. … Теперь вышло иначе, и никакой Маркс и никакие марксисты не могли это предвидеть.” (Ленин, т.45, с.117). “…Но государственный капитализм в обществе, в котором власть принадлежит капиталу, и государственный капитализм в пролетарском государстве — это два различных понятия. В капиталистическом государстве государственный капитализм означает, что он признается государством и контролируется им на пользу буржуазии и против пролетариата. В пролетарском государстве тоже самое делается на пользу рабочего класса, с целью устоять против все еще сильной буржуазии и бороться против нее.” ( В.И. Ленин, “III КОНГРЕСС КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА”). На Кубе до сих пор – диктатура пролетариата. СССР помогала Кубе и другим странам с диктатурой пролетариата, вопреки своей диктатуре буржуазии, в силу “социалистической инерции”. “Социалистическая инерция” длилась до 1991 года. В 1991 году общественная собственность на средства производства стала передаваться в частную собственность в явном виде. До этого такая передача произошла в неявном виде, одномоментно, с предательством Хрущёва в 1961 году. Эскалация развала остатков социализма в СССР после 1991 года ознаменовала окончание переходного периода от социализма к капитализму. В своё время, окончание переходного периода от капитализма к социализму в 1935 году ознаменовалось расширением репрессий буржуазных элементов и ‘врагов народа’, достигших пика в 1937 году, поскольку при социализме классовая борьба обостряется.
Догматизм – это когда у классика изучают только некоторые стороны учения, а не всю его научную систему в целом. Если усвоить все труды классика, прослеживая историческое развитие его учения, то это уже не будет догматизмом и не будет начётничеством, если исследуется тот исторический период жизни общества, в отношении которого классик создавал свою теорию.
Гегель, с одной стороны, построил диалектическую систему категорий, а с другой стороны, использовал для этого ‘диалектический метод’. Обе стороны переплетаются друг с другом: рассматривая метод, Гегель рефлексирует её в систему, а, развивая систему, – этой системой полагает метод. Марксизм основывается на ‘диалектическом методе’ Гегеля, взятом в отношении материализма.
комментарий Булгакова А.Ю.,
редактора сайта,
РПР