К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

Цитатник из Гегеля



“Голые числовые изыскания как таковые, без указанной здесь руководящей точки зрения, справедливо считаются предметом пустого любопытства, которое не может удовлетворить ни теоретического, ни практического интереса.” (ЭФН, изд. 1974 г., т.1, с.257)

Мысль: “Голые философские изыскания как таковые, без указания руководящей точки зрения, могут считаться предметом пустого любопытства, которое не может удовлетворить ни теоретического, ни практического интереса.”


“Чистыми физиками, только физиками являются на самом деле лишь животные, так как они не мыслят; человек же, напротив, как мыслящее существо есть врожденный метафизик.” (ЭФН, изд. 1974 г., т.1, с.240)

Мысль: “В этой сентенции Гегель к ‘физикам’ причисляет непосредственно трогающих природу, [умалчивая о том, что ЭТО физики не могут делать без того, чтобы ДУМАТЬ], а к ‘метафизикам’ – тех, кто постигает природу ‘думанием’, без необходимости её трогать, [умалчивая о том, что всякие манеры, традиции, приёмы всякого думания происходят от эволюционной материальной необходимой жизнедеятельности человека, не могущей происходить иначе, как через “трогание природы”]. Это – две умозрительные крайности, к практике могущие иметь отношение лишь как составляющие моменты чего-то более практичного (в плане составления теорий или в плане воздействия на природу в процессе жизни человечества).”


“Согласно известной теории Ньютона, белый, т. е. бесцветный, свет состоит из пяти или семи цветов (ибо точно этого не знает сама теория). Что касается варварства такого подхода, когда и в отношении света прибегают к худшей форме рефлексии – к сложению, причем светлое слагается здесь даже из семи темнот, как если бы кто-нибудь захотел составить прозрачную воду из семи различных земель, то для характеристики этого подхода нельзя подыскать достаточно сильных выражений. … Ньютон не только пользовался призмой, но заметил и то, что для получения цвета с ее помощью нужна граница между светлым и темным, и все же он упустил из виду свойство темного оказывать помрачающее действие!” (ЭФН, изд. 1975 г., т.2, с.266)

“То, что гласит ставший знаменитым афоризм – половинчатая философия отдаляет от Бога (это та же половинчатость, которая полагает познание в приближении к истине), истинная же философия приводит к Богу, – относится и к государству. Подобно тому как разум не удовлетворяется приближением, которое ни холодно, ни горячо, и поэтому извергается, он не удовлетворяется и холодным отчаянием, допускающим, что во временной жизни все плохо или в лучшем случае посредственно, но ничего другого в ней нечего и ждать и только поэтому следует примириться с действительностью; познание дает нам более тесное примирение соединение с ней.”(ФН, изд. 1990 г., с.56)
 
 
Мысль: “Человек всегда ДОСТИГАЕТ истины, когда употребляет результат познания в практике. Вечное приближение к какой-то, никогда не досягаемой истине, — это идея идеализма, пессимизма и импотенции. В марксизме утверждение постоянного достижения истины в процессе познания и практики обозначено в афоризме: “Практика – критерий истинности”

“Поскольку человек хочет быть действительным, он должен вести какое–нибудь определенное существование, и для этого он должен ограничивать себя. Кому конечное слишком претит, тот не достигает никакой действительности, а остается в области абстрактного и бесследно истлевает внутри себя.” (ФН ЭФН, изд. 1974 г., с.231)