Эпоха Советского просвещения завершается
А. С. Казеннов, д.ф.н., профессор
Эпоха Советского просвещения завершается
Эпоха Просвещения: понятие и реальность
Просвещение, эпоха Просвещения – этот термин стал привычным и вошедшим в научный обиход с конца XVIII – начала XIX века, когда он стал обозначать широкое общественно-культурное и общественно-политическое движение антифеодальной направленности в крупнейших европейских странах в XVII – XVIII веках. Г. Гегель считал, что содержанием этой эпохи была борьба просвещения с суеверием. И это, в целом, правильно. Завершалось оно в разных странах по-разному, но всегда острыми политическими конфликтами позитивного типа, часто – реформами и революциями, приводившими общество к существенному прогрессу: к улучшению социального положения и душевного состояния большинства членов общества. Так происходило потому, что и сам процесс просвещения этой эпохи был революционным: он обращался к фундаментальным проблемам человеческого существования, к субстанциальным вопросам личности, к основам мировоззрения и совершал в них существенные сдвиги. Помимо переворота в науке и образовании, просвещение этого периода, как правило, сопровождалось и переворотом в мировоззрении, в том числе – в религиозном мировоззрении.
Эта эпоха, взятая в целом, охватывает время с начала XVII до начала XIX века, по разным оценкам: два – два с половиной столетия, и протекает в межнациональных дискуссиях, в которых прорастали и созревали идеи нового гуманизма, новой буржуазной культуры, новой психологии и новых человеческих отношений. А национальные революции этого времени существенно влияли на состояние соседних стран и всей Европы. Из Англии они переселились во Францию и Германию, а от них – по всей Европе, в том числе в Россию, и даже в Америку. Но это в целом в Европе, а в каждой отдельной стране эта эпоха проходила динамичнее и концентрировалась, как правило, в двух – трёх поколениях на протяжении примерно 50 – 80 лет, получая в них яркие национальные особенности культурной и политической жизни. Например, во Франции она начинается с поколения гениального экономиста Ф. Кенэ (1694 – 1774) и талантливого драматурга и поэта Ф. Вольтера (1694 – 1778), выдающегося философа Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778), философа-энциклопедиста Д. Дидро (1713 – 1784) и философа-материалиста Э. Кондильяка (1715 – 1780), выдающегося просветителя Д`Аламбера (1717 – 1783), acme1) которых приходится на 1730-е – 1770-е годы. Их идеи и идеи английских просветителей на ходу подхватывает не менее талантливая молодежь следующего поколения: философы А. Тюрго (1727 – 1781) и О. Мирабо (1749 – 1791), поэты и драматурги П. Бомарше (1732 – 1799) и А. Шенье (1762 – 1794), политики М. Робеспьер (1758 – 1794), Ф. Бабеф (1760 – 1797) и Ж-П. Марат (1743 – 1793), социалист А. Сен Симон (1760 – 1825), ученые Лавуазье, Лаплас, Ламарк, Кулон, Кювье и многие другие.
И вот, казалось бы, чем интересна эта, уже довольно отдалённая от нашего времени, эпоха для нас, для России ХХI века, да и всей современной Европы? Сегодня она стала уже забываться, а её деятели перестали быть авторитетами и кумирами. А ведь во второй половине XVIII века Вольтер – «фернейский патриарх», как его тогда называли – был наставником для многих монархов Европы, в том числе для Фридриха II и Екатерины II2). Поэтому напрасно некоторые забывают наследие этой эпохи: в снятом виде, своей сутью, она положительно воздействовала на прогресс в XIX и XX веках и продолжает также воздействовать на людей и общество в наши дни. И горе тем, кто выступает против её гуманистических идеалов и прогрессивного содержания. А сутью её содержания было открытое наступление на одряхлевший к тому времени феодализм и его идеологическую обслугу, прежде всего – церковную; «борьба просвещения с суеверием», как выражался Г. Гегель уже в начале XIX века, когда итог эпохи стал ясен для разумного взгляда. Правда, Гегель останавливается, в основном, на идейном содержании эпохи, хотя и рассматривает воздействие Просвещения на общество в целом. Дело в том, что идеи Просвещения осуществились, т. е. суть его состояла в единстве идейной и политической борьбы с феодализмом: борьба молодой прогрессивной в то время буржуазии с одряхлевшим реакционным феодализмом. Собственно, идея и есть такое понятие, которое переходит в действительность, она есть единство с реальностью. Поэтому идеи эпохи Просвещения надо брать вместе с венчающей их реальностью – с революцией.
Революция и последующее идейное развитие на опыте революции есть отрицание Просвещения. Но не пустое отрицание, а отрицание как момент связи, как отрицание отрицания, как сохранение существенного положительного содержания Просвещения для развития общества и отрицание несущественного и вредного в нём самом. Получилось не всё и не так, как хотелось бы просветителям, но вполне реально: они привели общество к победе буржуазии и буржуазных революций в большинстве стран Европы к середине XIX века, к крушению феодализма, подорвали господствующее положение церкви в обществе и общественном сознании. Был сделан громадный шаг в направлении прогрессивного развития человеческого общества.
Просвещение как подготовка общественных изменений
И вот если оглянуться на более раннюю историю и посмотреть на неё с точки зрения этой идейно-практической сути, то можно обнаружить подобные единства идейных и политических переворотов и в прошлых эпохах: такие прошлые «эпохи просвещения». Так в конце эры рабовладения появилось учение Христа и движение христианства в Римской империи. Иисус прямо поставил перед своими сподвижниками вопрос о просвещении и дал, фактически впервые, название этому явлению идейного переворота как просвещению. Обращаясь к ученикам и последователям в Нагорной проповеди, он прямо говорит: «Вы свет мира… да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела…»3). Заметьте: он говорит не «свет миру», т.е. не о них как источнике света, не о субъекте, освещающем мир извне, а о свете самого мира, о бытии, об объекте, имеющем свет как сущую определённость самого мира. Что же это за определённость и какое бытие она определяет? Речь здесь идёт не об отдельном лице (Я) как освещающем мир, не о группе отдельных лиц, а о «вас всех вместе» как некоторой общности. И даже не о данной дружеской общности, не о группе учеников в данное время. Речь идёт о новой общности людей вообще – о духовной общине, только лишь зародышем которой являются эти вот апостолы и спутники. Свет этот – сама вот эта нарождающаяся в мире общность людей, которую Иисус считает своими братьями, т.е. тоже детьми бога, как общину равных людей, знающих истину и следующих ей. Поэтому Иисус и обращается к богу в известной молитве: «Отче наш…», т. е. всех несущих свет добрых людей, а не его только одного как сына божьего. Автор «Деяний Апостолов» пишет: «…Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»4). Это была духовная протокоммунистическая община людей, связанных общей жизнью (всей) и судьбой.
Почти три века просвещали христиане язычников (лат. paganus) в центре рабовладельческой цивилизации, превратившейся в развращённый разлагающийся эллинистический Рим. Христос и апостолы шли к людям с открытым и непосредственным словом свободы и истины, донося им идею учителя: «Я научу вас истине и истина сделает вас свободными!». И это – сущая истина: без знания истины нет свободы. «Свобода есть осознанная необходимость» – это знал ещё Демокрит. «Свобода – это деятельность со знанием дела» – развивал эту мысль Энгельс. Если кто-то не знает своей профессии, он не может в ней свободно действовать, особенно в современных профессиях высокой квалификации. Без знания истин об обществе человек не может быть и вполне достойным гражданином.
Община как форма общежития людей прошла к тому времени большой круг развития: от древнейшей родовой общины (генос) к деревенской территориальной общине (комэ), затем к племенной общине (филэ), а от неё к городской (полисной) рабовладельческой общине (койнос)5). Эта община есть общность богатых родов, объединённых вооружёнными отцами семейств и дедами этих родов в масштабах города-государства. Она снимает в себе все предыдущие формы. И предшествующие формы общин действуют в городе как подразделения города-государства. Платон считал, что идеальной численностью таких родов в государстве было бы 5040. В лучшие времена древних Афин примерно так и было.
Эта городская территориальная (рабовладельческая) община развилась в Риме до империи, объединявшей и подавлявшей другие городские общины (и их государственность) многих этносов мира. Масса этносов была если не уничтожена, то развеяна по земле и даже имён их не осталось в памяти человечества. От некоторых остались имена, особенно в топонимике рек, озер, гор, лесов, даже государств. Например, Великобритания есть, а бриттов нет. Но в этой общине как системе господствующих родов, в качестве её отрицания родилась духовная (идейная) община – религиозная община христиан. И первая единичная христианская община – апостольская – жила как общность равных людей с одной задачей: сделать всех людей братьями, членами одной человеческой общности-общины. Поэтому Иисус и учил молиться: «Отче наш, сущий на небесах…», т.е. верующие суть дети общего отца, братья… Поэтому же и отдавали в общину всю собственность, которую имели, все новообращённые общинники. Эта религиозная духовная община возникла не на пустом месте. И до того древние родовые и территориальные общины строились с помощью единого мировоззрения и представлений об окружающем мире – о том, что есть в при-Роде: сначала тотемного, потом мифологического и религиозного. На почве городской общины возникали и столетиями существовали и чисто философские общины-школы пифагорейцев, академиков, стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и других. Существовали с древних времён и профессиональные общины-артели разного рода. Но особо прочная устойчивость именно религиозной христианской общины, вобравшей в своё мировоззрение многие учения философских школ, была замечена рабовладельцами. И они решили (в лице императора Константина) подчинить и возглавить это движение, переформатировав его революционную сущность, приспособив для нужд новой, феодальной, аристократии.
Древние римские управленцы были достаточно умны: кое-чему научились у христиан, кое-что усвоили в учениях греков, что помогло им нейтрализовать революционную и истинную суть учения Иисуса, глубоко спрятать её в игле, а иглу в яйце, яйцо же – в утке. И всё-таки рабство, как господствующий социальный институт в древности, стало невозможным в христианских государствах после проповеди об истине и свободе каждого человека официальной церковью. Потому что те, кто глубже усвоили просвещение от Иисуса и его учеников, стали более эффективны экономически и политически, и превзошли на практике тех, кто исповедовал дохристианских богов и имел «идольское» сознание. Как говорят христиане, если верить им, «бог их хранит», «бог им помогает». Конечно, вера в истинного бога, убеждённость в своей правде и силе есть фактор достижения успеха, фактор победы. Хотя, добавим мы от себя, и неистинно верующих мерзавцев среди них тоже хватало. В том числе таких, кто борется с истиной Иисуса в самом христианстве даже на вершине его иерархии6).
К началу XVI века сложилась ситуация, когда с одной стороны накопилось много таких отрицателей Христа в самом христианстве, а с другой – созрело много людей, просвещённых эпохой Возрождения XIV – XV, ставшей также своего рода периодом просвещения в Европе. Это вынудило истинно верующих христиан порвать с тогдашним религиозным начальством в Риме, а затем и с католицизмом вообще. Эти верующие под духовным водительством Мартина Лютера и некоторых других идейных вождей Реформации (духовной революции, по слову Г. Гегеля) подняли сначала идейное восстание (протест, протестанты) против папы Римского, а потом и вооружённую борьбу против пособников папы в Германии. А вскоре это восстание вышло за границы Германии и прошло по всей Европе в форме «религиозных войн» католиков с протестантами. Но протестанты выстояли, поскольку католичество утратило ориентиры истины, свободы, аскезы и общинности. А поводыри католичества погрязли в лихоимстве, мздоимстве, неправедной торговле, оторвалось от массы верующих, стали привилегированной кастой, увлёкшейся мамоной и фактически порвавшей с богом7). Понятно, что господь «отвернулся» от них, перестал быть вдохновляющим фактором их побед. И они скукожились в своём Ватикане. А их последователи ещё долго воспроизводили рецидивы рабовладения, подавляемые современными государствами.
В Англии идейный переворот Реформации практически непосредственно перешёл в эпоху Просвещения и в политический процесс буржуазной революции в середине XVII в.: Вильям Шекспир и Френсис Бэкон совершили большой переворот в светском мировоззрении переходной эпохи, дополнив протестантское движение. Основными просветителями стали два поколения философов (Джон Локк и английские материалисты Джон Толанд, Мильтон и др.) и писателей. Оба процесса завершились в конце XVII в. так называемой «славной революцией», т. е. компромиссом молодой буржуазии с традиционной аристократией.
Во Франции эпоха Просвещения наступила чуть позднее: в начале XVIII века и завершилась Великой Французской революцией 1789 – 794 года.
В Германии, Австро-Венгрии, России и некоторых других странах Европы, это движение растянулось до середины ХIХ века, закончившись революциями в нескольких странах в 1848 – 1850 годах.
Этот же процесс с запозданием проходил и в России. Сами просветительские идеи пришли в Россию сразу же, в XIX веке. Екатерина II благоволила французским просветителям с подачи Фридриха Великого. Но эти идеи ещё не имели почвы в самой России. Эта почва появится в начале ХIХ века. Поэтому идеи Просвещения, т. е. «свободы человека» (крестьянина, торговца, ремесленника) быстро прижились в сознании массы молодых офицеров, вернувшихся из уже свободной, но побеждённой царизмом Франции. Они и двинулись освобождать крестьян от крепостничества с помощью революции. Поэтому движение декабризма не бунт и не случайность, а явление закономерности, через которую уже прошли передовые страны Европы. И только бесчеловечный двойной (то русско-немецкий, то русско-английский) режим эксплуатации российского народа, под руководством Романовых, тормозил развитие экономики и государства в России. Но процесс просвещения, продолженный Герценом и Бакуниным, Чернышевским и Некрасовым (и многими другими) закончился-таки освобождением крестьян — отменой крепостного состояния.
Разочарование в непоследовательности революционеров первой половины XIX века и неудовлетворённость результатами этих революций определяет возникновение и развитие новой «эпохи просвещения». В этом движении, как прямой сознательный наследник эпохи Просвещения, вызревает новое мировоззрение и новое, теперь уже вполне сознательное, учение об общине (лат.: коммуна) — марксизм8). Маркс и Энгельс в 1848 году создали первый абрис нового учения об обществе и революции — «Манифест коммунистической партии», где сказано: «Наше учение можно выразить одним предложением: уничтожение частной собственности». А в 1852 году (в письме к И. Вейдемейеру) К. Маркс кратко выразил весь исторический путь движения к уничтожению частной собственности, к общечеловеческой общине (коммуне) через эпоху диктатуры пролетариата. Важнейшим результатом этого просвещения и показателем готовности человечества к новому мировоззрению и новой общине является то, что следующее поколение создаёт международную организацию рабочего класса — Первый Интернационал и, в известной мере независимо от него, достаточно стихийно, совершает революцию во Франции, в результате которой возникла первая государственно-производственная община — Парижская Коммуна (1871 год). Действовавший с 1864 года Генеральный Совет Международного товарищества рабочих, руководимый Марксом и Энгельсом, идейно поддержал её, а в её руководящем составе было несколько членов Международного товарищества рабочих, в том числе русские революционерки Елизавета Лукинична Дмитриева (Кушелева) и Анна Васильевна Корвин-Круковская9).
Также и в Россию практически сразу проникло движение новой формы просвещения — научного мировоззрения и организации рабочего класса. Марксистские кружки в России родились и развивались быстро, поскольку опирались на почти столетнюю просветительскую традицию русского народа и революционные настроения с 1820-х годов. Поэтому за два поколения марксистско-ленинское просвещение подготовило авангард революционного рабочего класса, который уже в 1905 году смог смело выступить против душителей русского и других народов России, в том числе с оружием в руках. Но для первого натиска в революции 1905 года сил оказалось маловато. Тем упорнее пошла работа марксистского просвещения и борьба после поражения. И к 1917 году сил для подавления и экспроприации угнетателей хватило: русский рабочий класс осуществил победоносную великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Эпоха нового советского просвещения
С самого начала социалистическое просвещение опиралось на высшие образцы эпохи Просвещения и её результаты (английская политическая экономия, немецкая классическая философия, французский социализм). В то же время разлагающаяся европейская буржуазная идеология в основной своей части отреклась от пафоса истины и гуманизма Просвещения. А в Германии фашиствующая идеология вовсе перешла к «эпохе затемнения», которая привела к массовому «помутнению» общественного сознания. Причём жертвами этого помутнения стали и сами вожди и идеологи немецкого «затемнения». Это интересно выяснил известный философ О. Сумин в книге «Гегель как судьба России». Цитата из его книги великовата, но зато показательна:
«В знаменитой книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» в финале произведения автор, устами героя, ставит вопрос: «Почему, – удивлённо спрашивает он, – немцы, которые собрали в своей армии мощь всего промышленного потенциала Европы, которые с лёгкостью оставили за собой огромные пространства, почему они не смогли пройти эти — две сотни метров, которые им оставались до Волги?». Широко известным является тот факт, что на бляхах ремней солдат третьего рейха было написано: «Gott mit uns» — «С нами бог»! Трагическая ирония истории состояла в том, что бог уже не был с ними, так как бог уже вообще оставил религиозную форму как недостаточно себе соответствующую. Бог усилиями немецкой же культуры выразил свою природу в диалектических определениях спекулятивной логики. Однако последняя была догматически положена в основу идеологии не немецкого государства, чьи солдаты именем христианского бога пытались освятить реализацию совсем не христианской идеи, а в основу славяно-азиатского СССР. Славяне, татары, узбеки и армяне, таким образом, в этот момент были более верны духу самой немецкой культуры (эпохи Просвещения – пояснение наше: А.К.), нежели сами немцы. В лице славян германцы, таким образом, в волжских степях встретились со своим собственным духом, с духом своей собственной культуры, который уже не принадлежал только им, а был объективирован (социалистической революцией в коммунистическом обществе – пояснение наше: А.К.). Вот почему стали непреодолимыми эти двести метров волжской земли»10).
Современное буржуазное наступление на советское общественное сознание осуществлялось под густой завесой лжи, клеветы и подтасовок, замешанных на крутом антисталинизме, сфабрикованном предателями КПСС и врагами народа на ХХ и ХХII съездах партии. Они также организовали эпоху затемнения общественного сознания в 1960 – 1980-х годах настолько мощную, что протесты рядовых учёных-марксистов и писателей-патриотов тонули в дружном вое пробуржуазных политиков, идеологов и СМИ. Инициаторами и организаторами затемнения выступили начальники от идеологии: такие последовательные антисталинисты и приспешники Н. Хрущева, как О. Куусинен, М. Суслов, Б. Пономарев, Ю. Андропов, Ф. Константинов и др.11) В эту эпоху и сделали карьеры на фальшивой критике «культа личности» Сталина поэты и писатели, называвшие себя «шестидесятниками», типа Е. Евтушенко и Б. Ахмадулиной, А. Рыбакова и В. Аксенова, В. Солоухина и В. Войновича, ученые типа Д. Волкогонова и Е. Ясина, скульпторы типа Э. Неизвестного и художники типа И. Глазунова, ярко выведенные в отрицательных образах романа В. Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969 года). На их фальшивых писаниях и выросли «молодые реформаторы-разрушители» социалистической плановой экономики и советского общинного государства. Но крах экономики РФ, а с ней и системный кризис практически во всех областях общественной жизни, вызвали оторопь даже у самих буржуазных деятелей, привели к расколу руководящих верхов общества и государства, стимулируют отход интеллигенции от «рыночно-буржуазной» и либеральной идеологии, а массы рабочих толкают на путь профсоюзной борьбы.
Этому просветлению содействовала борьба прогрессивных сил против людоедских реформ Ельцина-Гайдара и наступления капитала на права и интересы трудящихся. Ну а сегодня мы переживаем рождение и рассвет новой формы просвещения: советского просвещения в буржуазных условиях. В этом отношении нас никто, кроме нас самих, просветить не может, поскольку нет других стран, которые бы прошли через опыт Советов и их отрицание. Теоретических марксов и энгельсов на Западе на этот раз не будет. Придётся всё создавать самим. И нам приходится не только тщательно изучить опыт дедов и прадедов, но и самостоятельно исследовать и понять сущность исторической ситуации и способа выхода из неё. И тут огромная часть задач ложится на коммунистических учёных и современный рабочий класс России, поскольку он живёт и борется в новых исторических условиях. Но есть и облегчающие моменты: основная масса трудящихся теперь рабочие и рядовые служащие (за зарплату часто более низкую, чем у рабочих); мелкая буржуазия находится в ситуации перманентного разорения и вливается в ряды пролетариата; буржуа понимают, что их видят насквозь, ненавидят, преследуют; что они вынуждены прятать богатства за границей, иметь два-три гражданства и вида на зарубежное жительство; что они вынуждены откупаться от иностранных покровителей; что они поэтому не могут развивать производство, а без этого их существование как класса обречено. А также важно, что внутри российской буржуазии расширяется глубокий внутренний раскол на почве конкуренции за присвоение госбюджета и природных ресурсов. Так что развязка неизбежна и теперь уже близка.
Об этом говорит и авральная суета с очередным государственным переворотом, проводимым правящей кликой с целью сохранения и продления луи-бонапартистского режима на период после 2024 года (выборов президента). Ради этого буржуазные партии отказались от самостоятельной роли в Госдуме, безропотно подчиняясь указаниям или даже намёкам диктатора, а другие органы госвласти потворствуют поспешной сумбурной переделке документа под названием конституция. Такие партии заслуживают позорного разгона вместе с их Думой, как это и сделал в своё время Луи Бонапарт, разогнавший парламент и провозгласивший себя императором12).
Об этом же говорит и завершение процесса советского просвещения: порушен миф о миллионных жертвах репрессий, порушен миф о злодее Сталине и так называемых «сталинских репрессиях», разрушен миф о «гуманисте-демократе» Хрущеве и его подручном лжеце Солженицыне, создалась большая литература по разоблачению идеологии антисталинизма, в том числе за последнее время:
1. Золотов А. В. Развитие профсоюзного движения России. 2011.
2. Золотов А. В., Попов М. В. и др. Сокращение рабочего дня как основание современного экономического развития. 2016.
3. Казеннов А. С. Марксизм в России: прошлое, настоящее, будущее. 2017.
4. Марксизм и революция. Материалы научно-теоретической конференции. 2018.
5. Попов М. В. Классовая борьба. 2018.
6. Казеннов А. С., Попов М. В. Советы как форма государственной власти. 2019.
7. И. В. Сталин – вождь строительства социализма. Материалы научно-практической конференции посвященной 140-летнему юбилею И. В. Сталина. 2019.
В последние пять-семь лет в советское просвещение включаются довольно широкие слои молодежи, формируется молодое поколение советских просветителей, которое устремилось в общественные коммунистические учебные заведения, число которых растёт, в сетевые объединения, в самодеятельные СМИ…
Однако старшие товарищи должны предупреждать: в сетях молодых бунтарей часто ждут и пытаются переориентировать в либерально-майданном направлении различные политические хамелеоны – отечественные и иностранные. За этими хамелеонами стоит фашизм, как мы это видим на примере Украины.
Поэтому ищите истины, ищите подлинной свободы, ищите выразителей ваших подлинных, коренных интересов. Просвещайтесь! Готовьтесь! Маркс, Энгельс, Ленин и Советское просвещение вам в помощь! В помощь вам Красный университет Фонда Рабочей Академии и Ленинградского интернет-телевидения.
Сноски:
1) acme; греч. akme — высшая точка, кульминация
2) Наше поколение знает эти фамилии со школы
3) От Матфея. 5/14-16.
4) Деяния. 2/44-45. «По нужде», т.е. по потребности.
5) Политический – от греческого полис (πόλίς) – город=государство.
6) См. «Легенда о великом инквизиторе» в кн.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. V, раздел 5.
7) Это хорошо показал Ф. М. Достоевский в «Легенде о Великом инквизиторе». Горбачев, Яковлев и их пособники суть такие же предатели и лицемеры в конце ХХ века.
8) Мелкобуржуазную форму движения за общину – анархизм – мы оставляем пока в стороне. О ней было несколько исследований, в том числе И. В. Сталина: «Анархизм или социализм» (1906).
9) К. Маркс посвятил этой революции специальные работы.
10) Указ. Соч. С.276 — 277
11) Об этом перевороте в мировоззрении см. в книге: «И. В. Сталин – вождь строительства социализма», Спб., 2019, с. 6 и след.
12) А некоторые особо старательные угодники из писателей и экспертов уже считают Россию империей, а Путина императором: Прилепин, Сатановский, Охлобыстин, и др. Прочат нам монархию? Не на тех напали.