‘Исключение’
Назаров Д.О.
Истинно Бесконечное, которое имеет своим моментом Конечное определилось как Для-себя-бытие (Fursichsein). Такое Для-себя-бытие есть в то же время и Наличное бытие (Dasein), т.к. его определенность есть указанное Бесконечное. Наличное бытие как Нечто (Etwas) содержит в себе момент неравенства с собой – бытие-для-иного. Но в Для-себя-бытии нет никакого иного, поэтому этот момент обратно-направлен в само Для-себя-бытие и есть бытие-для-одного. Правда пока нет того одного, для которого он мог бы быть, а есть лишь Для-себя-бытие и его собственный момент. Но далее, это их единство есть возвращение в себя, снятие своих моментов; есть ОДНО (Das ein).
Это Одно вообще есть в себе, оно равно самому себе. В нем больше нет ничего. Это Ничто теперь не абстрактное НИЧТО, а Ничто как ПУСТОТА. Одно по своему характеру отрицательно, также отрицательны и моменты его единства – ОДНО и ПУСТОТА. Следовательно, эти моменты выступают как отрицание отрицания, т.е. два таких налично сущих, которые соотносятся друг с другом как отрицающие, но соотношением этих моментов остается Одно. ОДНО через ПУСТОТУ как через свою границу отрицает ОДНО, но это Одно, которое оно отрицает есть само же оно, но как отличное от него, от Одного. Таким образом Одно есть становление Многими Одними. Многие Одни отрицательно относятся друг к другу. Момент бытия-для-одного теперь вновь предстает как некоторое бытие-для-иного. ОДНО теперь есть ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ОДНО.
Категория ИСКЛЮЧЕНИЕ занимает свое место в системе категорий, представленной Наукой Логики. Когда эта категория появляется в первый раз в Учении о Бытии в разделе Качество, ей уделяется совсем немного текста, а само слово Исключение используется всего два раза. Когда же в Учении о Сущности идет рассмотрение определений рефлексии, а именно категории Противоположности, которая распадается на Отрицательное и Положительное, рефлексия определяет себя как ИСКЛЮЧАЮЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Это исключение становится неотделимым определением рефлексии и входит в Противоречие. Но именно потому, что Противоречие содержит в себе ИСКЛЮЧАЮЩИЕ противоположности, потому исключается и исключающее соотношение. Противоречие разрешается.
Категория Исключение постоянно встречается в нашей повседневной жизни. Аллергия исключает из рациона определенные продукты. Проблемы со зрением исключают возможность стать метким стрелком. За неуспеваемость раньше могли исключить из учебного заведения. Партия может исключить из своих рядов тех, кто не соответствует высокому званию авангарда класса. Но есть один пример, который дословно иллюстрирует гегелевскую формулировку. Этот пример мы найдем в сфере идеологической борьбы.
Чтобы утопить истину в нескончаемом потоке мнений, бесконечных математических суждений, дилетантских чтений и поверхностных воззрений надо постоянно осуществлять продуцирование левых идей, марксистских тенденций, красных линий и прочих рабкоров. Разводить, по существу, плюрализм, под лозунгом объединения и размежевания. Технология следующая. Берем наиболее просматриваемого блогера и приглашаем к нему на канал на-поговорить всех мало-мальски идентифицирующих себя левыми персонажей. Плодим рубрики и подкасты, используя одни и те же лица. Из тех, кто более всего понравился аудитории делаем постоянных участников, предоставляем раскрученную площадку. Затем ссылаясь на некоторые разногласия, выделяем постоянных участников в новый бренд, запускаем новый канал. И повторяем эту манипуляцию сколько угодно раз.
Воинствующему материалисту понятно, что такая тактика “почкования” вполне укладывается в трактовку Г.В.Ф.Гегеля, когда ОДНО отталкивает от себя другое ОДНО. Привлечение внимания ради расширения влияния левой повестки на самом деле есть привлечение внимания ради внимания. Положительной повестки такая постановка вопроса не предполагает. Предлагается фиксировать недостатки существующей общественно-экономической формации с упованием на обострение противоречий как на бесконечный процесс. Материализм воинствующий напротив выделяет ту силу в обществе, которая способна эти противоречия разрешать, которая является ОСНОВОЙ развития общества. Сила эта – РАБОЧИЙ КЛАСС.
Назаров Д.О.,
член Рабочей Партии России