К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

К вопросу о контрреволюции

рабочий С.В. Митин

 

Разобраться в вопросе о контрреволюции, которая произошла в СССР, нельзя не раскрыв такие понятия как государство, государственная власть и диктатура господствующего класса.

В.И.Ленин в своей работе «Государство и революция» подробно разбирает понятия, государства вообще, буржуазного государства и переход к пролетарскому типу государства. (Далее без ссылок берутся цитаты из этой работы). Государство есть «Сила, вышедшая из общества и стоящая над обществом». «Государство является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим». Здесь Ленин отделяет государство от общества, от классов, но и соединяет, так как использует эту «дубину» господствующий экономически класс. А нужен ли этот аппарат насилия подчиненному, эксплуатируемому и угнетаемому классу? Несомненно, нужен! В классовом государстве непримиримых противоречий только государство и может хоть как-то защитить от господствующего класса. В этом есть противоречие, государство господствующего класса защищает до определенной степени угнетенный класс, оно и подавляет, оно и защищает. Можно привести примеры как после свершения Великой Октябрьской Социалистической революции, пролетарское государство всячески пресекало расправы над эксплуататорами, капиталистами и помещиками. В свою очередь буржуазная демократическая республика Россия не допускает «сдирания с рабочих последней шкуры» устанавливая минимальный размер оплаты труда. Таким образом, противоречивость государства заключается в том, что находясь над обществом, сглаживая противоречия между классами, оно остается орудием в руках господствующего класса.

Как используют эту машину основные классы капиталистического способа производства? Рассмотрим два типа государства, буржуазное и пролетарское.

«В демократической республике – продолжает Энгельс – “богатство пользуется своей властью косвенно, но зато тем вернее”, именно, во-первых, посредством “прямого подкупа чиновников” (Америка), во-вторых, посредством “союза между правительством и биржей” (Франция и Америка)». Ленин, приводя цитату из работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показывает, каким способом буржуазия заставляет государство работать на себя. Способов много, но суть их одна – экономическая. Буржуазия, владея средствами производства, имеет множество экономических рычагов и нитей, с помощью которых подчиняет себе государство, заставляет работать в своих интересах.

Пролетариат в силу экономической зависимости от буржуазии, экономической слабости, не может использовать так же как буржуазия готовое государство в своих интересах, даже завоевав большинство в парламенте. И поэтому государство, используемое буржуазией, пролетариату не нужно, его следует «сломать», «разбить», уничтожить. «Смена буржуазного государства пролетарским, невозможна без насильственной революции». Вместо старого буржуазного государства сам пролетариат становиться государством, “Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат“.

Пролетариат может прийти к власти не иначе как через революцию, только «разбив», «сломав» буржуазное государство он может установить свою диктатуру. К.Маркс в предисловии к «Критике политической экономии» говорит следующее: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Если в этом отрывке К.Маркс раскрывает сущность революции, то В.И.Ленин в работе «Крах II Интернационала» показывает, то без чего не может произойти революция: «Для марксиста не подлежит сомнению, что революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции. Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы наверное не ошибемся, если укажем следующие три главные признака: 1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов, 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению». Далее добавляет: «Потому, что не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят».

Из вышеизложенного следует, что революция, как высшее проявление классовой борьбы, есть борьба угнетенного класса за овладение государственной властью и возникает из определенного соотношения производительных сил и производственных отношений, а именно из их несоответствия, а также при наличии революционной ситуации, объективных, и присоединении к ним субъективных факторов. Пролетарская революция есть слом старой буржуазной государственной машины и замена её на организованный в господствующий класс пролетариат. В этом полностью подтверждается высказывание Г. Гегеля из «Науки логики»: «когда для какой-нибудь сути дела созданы все условия, она вступает в существование».

Как видно из этого, основное различие буржуазного и пролетарского государств состоит в том, что первое использует буржуазия владеющая средствами производства, а второе есть вооруженные рабочие использующие власть для овладения средствами производства в интересах всего общества и для подавления буржуазии. Первое есть диктатура буржуазии, второе есть диктатура пролетариата.

Если с буржуазным государством более или менее ясно, то на вопросе о диктатуре пролетариата следует остановиться подробнее.

В своей работе «Великий почин» В.И.Ленин пишет: «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что:только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». В этом определении ясно указывается на союз рабочего класса с массами трудящихся и эксплуатируемых. Эту же мысль подчеркивает И.В.Сталин в своей работе «К вопросам ленинизма»: «Эта власть, власть одного класса, может быть утверждена и проведена до конца лишь путём особой формы союза между классом пролетариев и трудящимися массами мелкобуржуазных классов, прежде всего трудящимися массами крестьянства. Что это за особая форма союза, в чём она состоит? Не противоречит ли вообще этот союз с трудящимися массами других, непролетарских классов идее диктатуры одного класса? Состоит она, эта особая форма союза, в том, что руководящей силой этого союза является пролетариат. Состоит она, эта особая форма союза, в том, что руководителем государства, руководителем в системе диктатуры пролетариата является одна партия, партия пролетариата, партия коммунистов, которая не делит и не может делить руководства с другими партиями». Здесь показано, что диктатура пролетариата с одной стороны есть неограниченная власть рабочего класса, опирающаяся на вооруженных рабочих, выражающаяся во власти одной партии. С другой стороны диктатура пролетариата только и может осуществляться при опоре на широкие массы трудящихся и эксплуатируемых. «В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма. Отсюда такое интересное явление, как сохранение “узкого горизонта буржуазного права” – при коммунизме в его первой фазе. Буржуазное право по отношению к распределению продуктов потребления предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство – без буржуазии!». Очень точно подмечено В.И. Лениным противоречие социалистического государства диктатуры пролетариата, что оно, в силу сохранения буржуазного права распределения по труду, выступает и как буржуазное государство. Впоследствии этот момент государства получил дальнейшее развитие и стал одной из множества причин совершившейся контрреволюции. Как видно из вышеизложенного государство диктатуры пролетариата имеет множество противоречий внутри себя. Как же теоретики марксизма видели разрешение этих противоречий государства диктатуры пролетариата в развитии? «Государство есть “особая сила для подавления”. А из него вытекает, что “особая сила для подавления” пролетариата буржуазией, миллионов трудящихся горстками богачей должна смениться “особой силой для подавления” буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата). В этом и состоит “уничтожение государства как государства”». То есть уничтожение государства меньшинства и установление государства большинства, есть первый шаг к уничтожению всякого государства, первый шаг к коммунизму. «До тех пор, пока наступит “высшая” фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления, но только контроль этот должен начаться с экспроприации капиталистов, с контроля рабочих за капиталистами и проводиться не государством чиновников, а государством вооруженных рабочих». В другой своей работе «Очередные задачи Советской власти» В.И.Ленин продолжает: «Создав новый, советский, тип государства, открывающий возможность для трудящихся и угнетенных масс принять деятельнейшее участие в самостоятельном строительстве нового общества, мы разрешили только небольшую часть трудной задачи. Главная трудность лежит в экономической области: осуществить строжайший и повсеместный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обобществить производство на деле». То есть дальнейшее развитие государства диктатуры пролетариата состоит в том, что массы трудящихся, во главе с пролетариатом, все более и более участвуют в учете и контроле. А для этого нужно свободное время, значит, все более и более сокращая рабочее время. А при каком условии можно сократить рабочее время? Только при постоянном повышении производительности труда. Только так, не на словах, а на деле, возможно обобществить производство. Громадные массы трудящихся, участвующие в учете и контроле делают ненужной ту чиновничью машину называемую государством. Государство вооруженных рабочих, где введена всеобщая выборность, сменяемость в любое время, плата сведена к среднему рабочему уровню, где заменены парламентарные учреждения работающими, т. е. издающими законы и проводящими их в жизнь, есть уже не государство в полном смысле этого слова. И это «негосударство», в ходе все расширяющейся диктатуры пролетариата, должно отмереть.

Как же это практически претворялось в жизнь? Все с точностью до наоборот. Вооруженные рабочие заменялись профессиональной армией, милицией и другими силовыми структурами. Комиссары, как проводники диктатуры пролетариата в вооруженных силах, были низведены до простых заместителей по политической работе и стали выполнять все более воспитательную функцию. Всеобщая выборность и сменяемость заменялась назначениями, усиливались трудности отзыва избираемых. Оплата чиновничества стала превышать плату среднего рабочего, даже в партии был отменен партмаксимум. Советы, созданные как работающие учреждения, все больше разделялись на советы и исполкомы, первые стали превращаться в «говорильни», вторые стали выполнять исполнительную власть. Рабочий и крестьянский контроль был заменен государственным контролем. Как видно из этого функции и органы пролетарского «негосударства» все более и более заменялись функциями и органами настоящего государства. Советское государство диктатуры пролетариата, созданное творчеством масс в ходе революций, перерождалось в просто государство, в «силу, вышедшую из общества и стоящую над обществом».

Государством, «машиной стоящей над обществом», рано или поздно должен овладеть экономически белее сильный класс. Пока такого класса не было, то государство более или менее выражало и действовало в интересах трудящихся. Когда же, в силу непреодоленных при социализме «родимых пятен капитализма», возник, сформировался, осознал свои интересы класс буржуазии, он завладел этой «дубиной» и стал использовать.

Но что такое контрреволюция? По названию это обратный процесс, но только по названию. Если взять период, когда между классами идет острая борьба за овладение государственной властью, государственная власть не принадлежит ни одному из классов, они входят в открытое противостояние друг с другом, с опорой на поддерживающие их массы, происходит вооруженная борьба, гражданская война. Контрреволюция как процесс, как борьба, может закончиться контрреволюцией как фактом, то есть установлением открытой диктатуры буржуазии, затем облекаемой в оболочку государства. Это можно видеть на примерах потерпевших поражение социалистических революций. В историческом периоде, когда установлена диктатура пролетариата, но эксплуататорские классы еще существуют, они не могут в открытой вооруженной борьбе победить, контрреволюция проявляется в саботажах, поджогах, бунтах, даже восстаниях, но без опоры на широкие массы такие выступления подавляются вооруженным пролетариатом. Это видно на примерах Тамбовского восстания 1920-21 годов, антисоветское восстание в Грузии 1924 года и т.п.

О контрреволюции после уничтожения эксплуататорских классов в государстве диктатуры пролетариата, где победил социализм, классики марксизма-ленинизма не оставили определенных четких работ об этом вопросе. И это неудивительно, потому как не было исторических примеров и анализировать было нечего. Нам досталось великое наследство и исключительный опыт революции и контрреволюции в нашей стране, который предстоит изучить, с целью извлечь уроки. Но изучать и извлекать уроки, необходимо твердо основываясь на классовой теории марксизма. В.И. Ленин в статье «Карл Маркс» пишет: «Что стремления одних членов данного общества идут вразрез с стремлениями других, что общественная жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между народами и обществами, а также внутри них, а кроме того еще смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы. Только изучение совокупности стремлений всех членов данного общества или группы обществ способно привести к научному определению результата этих стремлений. А источником противоречивых стремлений является различие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается».

Но однозначно можно сделать следующий вывод, что контрреволюция в СССР произошла в соответствии с марксистским учением, потому как «материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались». И для контрреволюции сложились определенные условия: «Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину», « Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов», «значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс», когда «к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность (определенного) класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство».

Диктатура пролетариата как власть вооруженных рабочих все более отрывалась от государства ей созданного. Диктатура пролетариата не может развиваться без своего уничтожения! Ну а дальше – дело времени: государство отчужденное от рабочих и массы рабочих отчужденные от своего государства, все больше расходились в своих интересах. Партия, как правящая партия, становилась органом государства, тоже подверглась процессу отчуждения от класса которому должна была служить и стала проводником интересов тех групп которые на время занимали лидирующее положение в ней. При таком положении дел стали развиваться негативные тенденции социализма, шло накопление богатств не только с среде подпольных теневиков но и в руках лиц имевших связи с государством. На определенном этапе исторического развития созрело несоответствие общественных производительных сил со все более усиливающимся частным присвоением. Не заговор привел к контрреволюции а развитие общественного производства. Теория о разделении контрреволюции на политическую, как начало, и окончательную, считаю несостоятельной в силу того что буржуазия не может без экономической силы ни создать своей партии, ни нанять вооруженных людей, ни захватить государственную власть. Контрреволюция стала результатом противоречия способа производства, для которой сложились определенные объективные и субъективные условия, контрреволюционная ситуация. Объяснять исторические события на основе заговоров и переворотов есть буржуазно-идеалистический подход, а не марксистский.

Член рабочей партии России
рабочий С.В. Митин