Как живётся таксистам
Двадцать с лишним лет работаю в сфере такси. Сначала надеялся, что это временно, т.е. подработка, пока были финансовые трудности, но… не заметил как пролетели эти двадцать лет, а финансовые трудности никуда не делись…
Итак, раз уж я стал профессиональным таксистом, попробую поглубже ковырнуть суть проблем этой сферы, а именно: это условия труда водителей такси; это цена их работы — о том, почему она вот такая, а не другая. Возможно, я смогу отразить жизнь не только таксистов, а более широкого слоя трудящихся.
Начнём речь с тех таксистов, для которых эта работа является основным источником средств для жизни. Как и каким образом они «завязываются» на эту работу, — мы этот вопрос оставим пока, — у каждого своя история. Но главная причина — «выравнивание» своего худого материального положения до уровня «терпимо» и наличие постоянных наличных в кармане.
Не для кого из таксистов не секрет: чтобы «нормально» заработать — надо больше работать, увезти побольше клиентов. Редко кому из таксистов приходит в голову мысль — работать поменьше, — это уже те, кто «печётся» о своём здоровье (т. е. имеют некоторые знания), либо те, у кого этого здоровья уже не осталось: геморрой, хондрозы, язвы, проблемы с потенцией и прочие болячки. А ведь принцип — работать ровно столько, чтобы можно было сохранять своё здоровье, чтобы оставалось время на саморазвитие, на проведение больше времени с семьёй (заниматься воспитанием детей) — должен быть основным не только у таксистов, но и работников любых других сфер. Иначе дети окажутся без присмотра (если, конечно, нашлось время «нарожать» детей, есть ведь и не женившиеся), да и вообще, сами супруги могут оказаться без «присмотра»… не полноценная семья — это одна из основных проблем большинства таксистов.
Сделаем некоторое отступление: рассмотрим, с чем сталкивается таксист «на линии».
Дневная работа, в основном — это перевозка «деловых» людей; всё относительно спокойно: утром мамаш с папашами в садик, потом на работу; более «деловые» пассажиры весь день снуют в делах; вечером всех тех же везём с работы — в детские сады, в магазины и по домам. Но уже с раннего вечера, часов с пяти, начинается другая жизнь. Те, кого таксисты возили днём и утром, по разным причинам позволяют себе «расслабить» свою нервную систему, объединяются в компании с такими же «нервными»… (думают, если пить в группе, нервная система «эффективнее» расслабляется).
Ближе к десяти ночи таксисты начинают развозить этих «расслабленных» по своим «койкам». Но не всем удаётся расслабить свою систему полностью, большая часть компенсирует это за счет таксиста:
— Ты чё, через Саратов ехал?;
— Аккуратнее, не дрова везёшь!;
— Чё ты плетёшься как черепаха?;
— Ты чё мне грубишь?;
— Какие на хрен сто пятьдесят, тут езды максимум на сотню?…
и т. п.
Нередко бывает, что есть вероятность получить нож под ребро или удавку на шею. Каждый таксист со стажем может «похвастать» подобной историей из своей жизни: наркоманы пассажиры, пассажиры окровавленные, пассажиры вонючие, пассажиры плачущие, пассажиры душу изливающие, пассажиры не замужние…
В основном, опасения у таксиста появляются при посадке пьяных количеством от двух человек и выше. У таких появляется желание восполнить ущемлённость от своей работы, от своего начальства за счёт таксиста (они здесь «становятся» над таксистом начальниками!). Им обязательно нужно курить в машине…, пить пиво, — и при этом, обязательно его пролить. Они могут: свинничать…; не заплатить…; особо «дерзкого» таксиста, который не позволяет всё это делать, — побить. Попадаются: «попрошайки»…; проститутки… Встречаются: постоянные неожиданности на дороге…; гадалки…; аварии; ГАИшники… Или такое встречается: в два часа ночи бухая мамашка с плачущим грудным ребенком на руках…; либо трезвая, но тоже с ребенком, сбежавшая от взбесившегося пьяного мужа…
В выходные дни и праздничные, количество таких «упырей» увеличивается в десятки, а то и сотни раз. Все они снуют от одного места гулянки к другому, в надежде «круто» («по быстрому») отдохнуть, но на каждой такой «площадке» встречаются всё те же голые женские ноги, те же короткие юбки с поведением схожим с мужским, нарисованные брови самурая на лице и сигаретой в зубах, легко общающихся в компашке с мужиками и харкающих в одну и ту же урну.
К слову: — Почему быстрый отдых? – Потому, что на те деньги, которые есть у современных трудящихся, можно только: по-быстрому примчаться к определенному месту «отдыха», по-быстрому накидать в себя расслабляющего зелья, по-быстрому и под быструю музыку поскакать на танцполе, по-быстрому поклеиться к противоположному полу, — а если не удачно, то в субботу повторить, а в воскресенье отлёживаться, чтобы в понедельник с «приличным» видом сесть в такси, и по-деловому поехать на «любимую» работу…
В общем, помимо своих профессиональных качеств водителя, таксист ещё должен быть профессиональным психологом, иметь нервную систему из «высоколегированной стали». Очень часто возникает желание «вникнуть» в проблему клиента, помочь, особенно тем мамашкам…! С ума сходишь от мысли: «Какого хрена, она бухая, с ребенком, в два часа ночи, делает у тебя в машине?» — Но, у таксиста нервы из «стали…», а точнее — у него огромные кредиты, голодная семья, «ненасытная» жена, очередная оплата аренды за квартиру…. А потому, проглатывая горечь, пряча её как можно подальше, утрамбовав в себя, — высаживаешь эту мамашу около какой-нибудь «пивнухи» и едешь «бомбить» дальше… Как-то так, вкратце.
Туда же: дешёвые расценки на такси, так же как и дешёвые алкогольные напитки, позволяют молодёжи вести развратный образ жизни с самого молодого возраста — с 12 лет, — кто-то возмутится?! Поработайте в такси, и вы это сами увидите, если способны видеть! И ничто им не может помешать, потому что взрослые заняты работой и не устроенной жизнью!
Но оставим нытьё в стороне, тут «соплями» делу не поможешь! Идём дальше…
«Нормальным» графиком сегодня для работы таксиста является «сутки через сутки», т. е. выходит где-то около 320-360 часов в месяц, иначе в целом за месяц не натянешь свой заработок и до 15 тыс.. Редко какая компания делает так, чтобы не было переработок, даже так скажу: «Я таких компаний не знаю».
Последнее время в новостях часто стали появляться сообщения о массовых «недовольствах» таксистов, что-то подобное было и с дальнобойщиками, есть даже что-то общее в наших работах, а вот что именно — тут нужно более подробно разбираться. Скорее всего, общее — это низкие тарифы и погоня за доходом.
Первое, что нужно сказать. Основная масса фирм — это агрегаторы, т. е. те, кто, не имея своего автопарка, осуществляет информационное перераспределение заказов между исполнителями, собирая вокруг себя индивидуальных предпринимателей со своими машинами, уже оформленными разрешениями на работу в такси, либо просто людей с машинами, и получая за это процент от заказа, или наоборот, выделяют процент от заказа таксисту. Они могут одних подкармливать большим количеством заказов, а других «придерживать», и наоборот. Создают они тем самым искусственную «борьбу» между таксистами, манипулируя ценой на проезд, вовлекая таксистов в борьбу за доход, вынуждая нас больше тратить времени своей жизни на работу.
В чём здесь подвох? Кроме продажи своего труда таксисты, у которых личный автомобиль, сдают его в аренду агрегатору. Конечно, редко где увидишь такое соглашение оформленным в документ, но суть от этого не меняется, мы должны это чётко осознавать, и поэтому, кроме оплаты за свой труд, по идее, такие таксисты должны требовать оплаты аренды за автомобиль. К сожалению, находясь в таком неведении, и не способности к самоорганизации, мы сами способствуем такой бешеной эксплуатации нас.
Прежде чем начать думать о том, как организовать водителей такси на борьбу за свои интересы, стоит сначала хотя бы попробовать объяснить им, какие они эти интересы, — в чём заключаются? Тут некоторые сразу скажут: понятное дело, какие — больше заработать! Но возникает вопрос: больше чем у кого? такого же, как ты? Или всё же не больше, а достаточно, чтобы без напряга хватало на жизнь, и причём всем?»
Тогда у этого «достаточно» должна быть конкретная цифра. Тут возникает следующий вопрос: а за какой промежуток времени — за месяц, за неделю, за сутки или за один час? Или всё так же думаете, что за количество перевезенных пассажиров?!
Докеры в питерском порту еще в 2007 г. посчитали и обосновали, что в среднем нормальная зарплата при 8-часовом рабочем дне должна быть 150 тыс. руб. в месяц. Этого вполне хватит и на покупку жилья, и на необходимую мебель, и на обеспечение троих и более детей, и проч. Кстати, часть требований они себе все же смогли, с помощью забастовок, реализовать.
А хотя бы взять пример авиадиспетчеров, у них зарплата в районе 250 тыс. рублей в месяц, — чем их потребности отличаются от наших?!
А сколько времени тогда нужно тратить на работу? Тут так же высчитали, что за 100 лет производительность труда выросла настолько, что достаточно отработать один час в день, чтобы обеспечить рабочего всем необходимым. Но не будем сейчас вводить в шоковое состояние нашего обывателя, поговорим о более реальном, для начала.
Друзья, нас с вами постоянно вовлекают в конкурентную борьбу, разделяя нас, пропагандируя нам, что это нормально, а на самом деле — мы должны быть едины в борьбе за свои интересы, именно это является нормальным. Громко звучит?! Вот тут начинается «тупик», из которого, если брать отдельно сферу такси, то сложно понять, на чём этих людей можно организовать, так же, как и грузоперевозчиков. Ну, разве что запретить мелкое предпринимательство, чтобы были организованы крупные предприятия, где все будут зависеть от воли крупного капиталиста?! Но, похоже, правящему классу это точно не удобно, иначе они так не кричали бы из каждого утюга за поддержку малого и среднего бизнеса.
В нормальном понимании наёмного рабочего при капитализме мы видим следующее: есть некое предприятие, у которого есть администрация, представляющая интересы владельца (капиталиста); чтобы стать его наёмным рабочим, этому рабочему нужно: придти в отдел кадров, заключить трудовой договор, получить различные инструкции (расписаться за них) и приступать к работе. В конце месяца (или два раза в месяц) получить заработную плату за свой труд. Все станки, автомобили и прочие средства производства принадлежат владельцу этого предприятия, — рабочий на них лишь работает. И тут как бы понятно, у всех относительно одинаковая зарплата (имеются ввиду рабочие), все одинаково эксплуатируются, одинаково ущемляются со стороны руководства, у всех одинаковый интерес — бороться! Т. е. — организоваться в профсоюз и с помощью забастовки добиться улучшений за свой труд на конкретном заводе, или нефтепромысле.
Но как быть с таксистами?! В идеале, я бы тоже мог придти к владельцу «фирмы», заключить с ним трудовой договор, — но на каких условиях? Самым оптимальным было бы, наверное, следующее: рабочая смена не должна превышать 12 часов (это если учитывать устоявшиеся правила, относительно рабочего времени, отвоеванного более ста лет назад); за одним автомобилем должно быть закреплено два водителя (ну или три, для особо жадного капиталиста). Т. е., что мы имеем: первый водитель отрабатывает в день 12 часов, его сменяет в ночь второй водитель (работает до утра также 12 часов); утром этого водителя сменяет третий (работает в день 12 часов), а второй в это время уходит на двое суток отдыхать, т. е. смена такая называется: в день, в ночь (на следующий день) и 48 (двое суток выходных). В месяц выходит, грубо, 180 часов. Согласитесь это не 320 и не 360!
Тут некоторые сразу возмутятся, как я упоминал выше: мы тогда и 15 тыс. не заработаем! Всё верно, потому что в нашем сознании сидит борьба за доход (т. е. кто больше принесет денег), а не за зарплату — получение оплаты за отработанные часы. Т. е., если говорить о «нормальной» работе, то мы должны качественно выполнить свои обязанности:
- проверять исправность автомобиля перед сменой;
- профессионально управлять автомобилем;
- уметь пользоваться средствами связи;
- знать город;
- принимать деньги от пассажиров, выполнять расчётно-кассовые операции (быть кассиром);
- передавать наличные денежные средства в кассу предприятия…
Из которых, впоследствии, будут выделяться суммы на обслуживание и замену автомобиля, на оплату труда работникам, — оттуда же должна быть и прибыль владельца предприятия.
Все эти обязанности должны входить в рабочую смену и оцениваться как затраченное рабочее время водителя такси, а не как количество принесённых денег! Именно о цене рабочего времени нужно говорить при вступлении в трудовые отношения! Не о количестве перевезённых пассажиров, не о количестве километров, а именно о количестве рабочего времени! А вот контроль за качеством выполняемой работы — это уже забота владельца предприятия, но и, конечно же, коллектив, заключая трудовые отношения, не должен ставить перед собой цель саботировать всю работу, тем более, если для этого нет никаких причин!
Обязанности работодателя:
- обеспечить работника исправным автомобилем со всей необходимой документацией на него;
- обеспечить контроль расчётно-кассовых операций;
- обеспечить своевременную выдачу заработной платы;
- гарантировать оплачиваемый отпуск;
- и пр.
И вот тут возникает вопрос, где работодатель возьмет 150 тыс. руб. на зарплату? Ведь в нашем сознании сидит такое понимание: сколько принесёшь денег — от этого будет зависеть твоя зарплата. По сути, эта проблема вас уже касаться не должна, вы свои обязанности выполнили качественно! Если владелец предприятия хочет и дальше «быть на рынке», то именно ему придётся ломать голову над этим.
Но мы же понимаем, что такими методами проблему не решишь, невозможно взять и просто «всех поставить на место». Тем более, что основную массу таксистов составляют «бомбилы», которые выходят на подработку помимо своей основной работы и тоже влияют на количество наших доходов. Делают они это по разным причинам, но основная причина – это нехватка средств для существования, и они тоже, по-своему, правы.
Из этого следует: чтобы поднять свой доход до уровня реального содержания зарплаты, нужно избавить рынок такси от бомбил! — Но как? Мы знаем, что законы не работают, контролирующие органы не справляются! Что делать? — По всей вероятности, остаётся найти способ объединиться с этими «бомбилами», для того чтобы вместе искать способ решения этих проблем. Т. е. помочь им создать такие условия труда, на их основной работе, чтобы им в достатке хватало на жизнь и не возникало желания идти на подработку в такси либо ещё куда-то. И ведь самое интересное, в этом случае они становятся потенциальными, «щедрыми» пользователями такси, от чего, собственно говоря, и повысится доход таксопарков, и можно смело говорить о повышении зарплаты работников такси.
Какой вывод из всего изложенного можно сделать? Нужно говорить не о тарифах на проезд в такси, а о повышении оплаты труда трудящихся всех предприятий, о снижении рабочего времени, об улучшении условий труда всех рабочих. В этом случае каждый таксист должен стать марксистом, а не мелким хозяйчиком вверенного ему автомобиля. Мы должны вникнуть в проблему наших пассажиров, но не для того, чтобы заниматься благотворительностью и дарить дешёвые поездки, а для того, чтобы разъяснять их классовые интересы, для того, чтобы помочь организовываться в профсоюзы на их предприятиях! Именно от того, какими будут условия труда рабочего, будут зависеть наши условия труда! Я думаю, тогда найдётся достаточно времени и средств на полноценный отдых, а не на «быстрый», на создание полноценной семьи и воспитание своих детей, тогда и культура общества будет на высоком уровне!
Всегда готов к диалогу и решительным действиям!
А. Н. Макаров, член РПР,
слушатель Красного университета