На полных тормозах по пути к прогрессу
П.В.Гомелаури
Наткнулся на статью о запатентованных технологиях, которые по тем или иным причинам не могут быть воплощены в жизнь. Автор статьи сетует на то, что молодым специалистам не дают развернуться. В качестве примера приводится следующая технология: цилиндр двигателя внутреннего сгорания предлагается покрывать нано-слоем металла или сплава, который был бы устойчив к разрушительным воздействиям процессов, происходящих внутри цилиндра ДВС. Это позволило бы продлить срок службы ДВС в энное количество раз, но никто из производителей не хочет вооружиться этой гениальной технологией. Давайте вместе с вами попытаемся разобраться – почему.
Безусловные плюсы данной технологии – уменьшение ресурсов на производство; уменьшение мусора в виде отработавших своё механизмов, которые будут выбрасывать на свалки, а значит, и меньшее загрязнение окружающей среды; увеличение срока службы механизма, что, в свою очередь, уменьшает траты на будущие покупки/ремонты у конечного покупателя.
Далее мы рассмотрим процесс производства. Производство при капитализме имеет цель – получение прибыли. Вот и выходит так, что просто экономически не выгодно создавать долговечные приборы, потому что у тебя никто не будет покупать новые. А это, в свою очередь, приводит к уменьшению производства, что означает уменьшение эксплуатации рабочих, а, следовательно, уменьшение прибыли.
Стоя у станка, я задумался: вот точит режущий инструмент заготовку. Если заготовка с плохим литьём, что бывает чаще всего, то «черновая» пластина (элемент режущего инструмента, который непосредственно режет заготовку) очень быстро приходит в негодность. Возможно, технологию, описанную в начале, можно было бы применить в производстве режущего инструмента, ведь это уменьшит издержки производства? Немного подумав, я огорчился от сделанных выводов – экономика ведь у нас не плановая. Любому заводу для обеспечения себя инструментом для токарной обработки нужно либо его купить на стороне, либо содержать отдельное подразделение по изготовлению такого инструмента. А если инструмента, в конечном итоге, будет требоваться мало, то содержание такого производства для собственных нужд рано или поздно станет экономически невыгодным. Но чаще всего бывает так, что если и есть такое производство и фактически оно принадлежит заводу, то юридически это совершенно стороннее лицо, которое «продаёт» основному производству расходные материалы. Такое «разделение» позволяет «делать деньги из воздуха», «оптимизируя» налогообложение, а главное – это один из любимых способов буржуазии для разобщения рабочих.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что капиталистический способ производства, при котором целью является получение прибыли, для своего этапа развития был, в общем-то, вполне прогрессивным на фоне предыдущего феодального. Но в современном мире, когда буржуазия стала чисто паразитическим классом, который не развивает, а пожирает производство, она тормозит научно-технический прогресс. Она сама себе ставит палки в колёса на пути решения проблемы с ограниченным количеством ресурсов и загрязнением окружающей среды, которую буржуазные экономисты так любят смаковать в своих «работах».
П.В.Гомелаури