О Че Геваре
Мыслитель
Попробую ответить текстом его дословно, Че Гевара говорит о переходе к обществу, где «труд перестает быть тягостной необходимостью, а превращается в радостный императив» (с. 387), цель коммунистического движения по Че – человек, «освобожденный от своего отчуждения» (с. 483). Сам являясь во многом образцом моральности, Че Гевара, однако, понимает, что создание нового человека – не вопрос морального самосовершенствования, а вопрос революционной классовой борьбы. Сегодня идея мировой революции вновь обретает былую силу, новое значение приобретает и теоретическая и практическая деятельность Че, которая полностью была связана с этой идеей. Невозможно не видеть в капитализме, мировую систему, связанную транснациональными цепочками производства, обмена и потребления. Борьба в любом уголке этого опутанного многочисленными связями мира, следовательно, также имеет глобальных характер. Революционное изменение в любой его части окажет воздействие на всю систему в целом. Че Гевара также считает, что социалистическая революция носит мировой характер, хоть и идет от страны к стране, а не побеждает одновременно во всем мире. «…Социалистическое общество может развиваться в одной отдельно взятой стране, даже в условиях жесточайшего империалистического окружения, с которым пришлось столкнуться Советскому Союзу» (с. 314). Однако, вслед за Лениным, Сталиным и Мао, Че Гевара видел мировую революцию не просто как цепь локальных классовых конфликтов, а как глобальное противостояние угнетателей и угнетенных. Ильенков говорит о Ленинских тезисах, “Без революционной теории невозможно революционное движение” – этот ленинский принцип применим и к развитию социализма в стране уже победившей революции. Критикуя советский учебник, призывающий «развивать» закон стоимости и товарно-денежные отношения в период строительства коммунистического общества, Че пишет: «Почему развивать? Мы понимаем, что в течении некоторого времени будут сохраняться категории капитализма… но характеристики переходного периода – это характеристики общества, ликвидирующего старые путы, чтобы быстрее вступить в новый этап. По нашему мнению, тенденция должна состоять в возможно более быстром устранении прежних категорий, включая рынки, деньги… или, лучше сказать, условий, которые вызывают их существование. В противном случае мы должны были бы предположить, что задача строительства социализма в отсталом обществе сродни несчастному случаю на пути истории, а его руководители для исправления ошибки должны посвятить себя консолидации всех категорий, присущих именно промежуточному обществу… » (с. 394-395). Здесь опять поражаешься точности анализа Че. Советские руководители тогда уже твердо встали на путь внедрения рыночных категорий, раньше считавшиеся пережитками капитализма, с которыми надо бороться (последний раз такое мнение было официально высказано в Советском Союзе И. В. Сталиным в «Экономических проблемах социализма в СССР») . Фактически это означало переход на меньшевистские позиции, согласно которым революция в отсталой, да еще и «отдельно взятой» стране – это «ошибка» . Т. е., суммируя вышесказанное, Че не понравился тот показной социализм, строящийся в СССР, где после Сталина начало иметь место отхождение от идей марксизма-ленинизма, от идеи революционной борьбы и антикапиталистического течения, коррупция и бюрократизм высшего аппарата. Истинным коммунистом Че оставался всегда. За это ему огромное признание.
ссылка: https://www.great-country.ru/rubrika_articles/mels/00007.html
Виктор Шапинов, “Че Гевара – теоретик революции”