О ДИАЛЕКТИКЕ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ
П.С. Кошкина
Как известно формальная логика имеет свои законы.
Одним из них является закон непротиворечивости. Истинно либо А (утверждение), либо не А (отрицание).
Диалектика как система построена с использованием снятия, то есть отрицания (не А) с удержанием (удерживается содержание, за счет чего и существует преемственность, отражается, например, переход от одной формации к другой и пр.).
Вы не можете прийти к пониманию единства и борьбы противоположностей с точки зрения формальной логики, если для вас истинно либо А, либо не А, т.е. либо единство, либо борьба.
Согласно формальной логике не может существовать противоречий нигде: ни в обществе, ни в мышлении, ни в природе.
Диалектика утверждает обратное: противоречиво все, что есть.
С позиций формальной логики мир статичен, а если и есть движение, то оно обусловлено внешним воздействием: бог, царь, герой.
На самом деле освобожденья можно добиться только собственной рукой.
Государство для формального логика извечно, и коммунизм как бесклассовое общество не наступит никогда (нет прехождения как момента становления, ибо противоречия исключены) и надо терпеть капиталистическую эксплуатацию и ничего не делать самому (потому что придет внешняя сила и все разрулит).
Коммунизм для адепта формальной логики – рождественское чудо, происходящее по божьей воле или благодаря мотивации отдельных личностей (то и другое идеализм), толкающих этот мир к изменениям, потому что диалектический материализм (а материализм бывает и стихийным), лежащий в основе исторического материализма, ему не может быть понятен без понимания снятия.
Изменения в обществе согласно формальной логике сводятся к установлению набора непротиворечивых правил и с изменением общественных условий снова должна находиться внешняя героическая сила, которая подтолкнет общество вперед.
Развитие с точки зрения диалектического материализма – это движение низшего к высшему, простого к сложному. Самого, без внешней силы. Не нужен бог царь или герой. Каждый должен понимать и действовать в общественных интересах, а не слепо следовать установленным правилам.
Переходный период так же невозможно понять, опираясь лишь на формальную логику, многоукладная экономика при переходе от капитализма к социализму необъяснима с точки зрения формальной логики, по этой логике сразу после капитализма должен быть социализм.
Без использования диалектики вы не можете понять и то, что у товара есть одновременно есть 2 стороны: потребительная стоимость и стоимость, потому что для вас истинно либо А, либо не А.
Вы не можете понять и то, что рабочий в один и тот же момент времени (это важно!) вырабатывает и эквивалент своей зарплаты и работает на капиталиста, просто это 2 момента его труда.
И прекращение эксплуатации возможно не просто перераспределением рабочего времени, а кардинальным изменением базиса, то есть, уничтожением капиталистического способа производства и созданием коммунистического способа производства, основанного на общественной собственности.
Согласно формальной логике и «Капитал», и «Наука Логики» выглядят абсурдно, потому что в голове адепта формальной логики нет единства противоположностей, в формальной логике его нет.
Коммунист не должен останавливаться на формальной логике, коммунист должен изучать диалектику.
П.С. Кошкина,
слушатель 2 отделения Красного Университета