О ТОМ, ЧТО КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ ЖИВЫЕ
Одной из основных ошибок товарищей, изучающих диалектику и пытающихся применять ее в познании, является попытка выразить все «голыми» категориями диалектики на манер формально логического алгоритма. Такие попытки выглядят весьма необычно и наглядно показывают, что попытки выражения чего-то в понятиях, никак нельзя сводить к птичьему языку пустых категорий. Нужно стараться с помощью категорий показать самодвижение (развитие) объекта, а для этого надо помнить, что за любой категорией есть то или иное содержание.
Например, есть два класса: буржуазия и пролетариат. Рассмотрим их в рефлективных определениях сферы сущности.
Как классы они тождественны, равны в том, что и буржуазия, и пролетариат есть класс. А что такое тождество? Тождество – это всегда тождество (схожесть в чем-то) различного. Классы и тождественны, и различны. Сравнение, уравнивание – есть всегда уравнивание чего-то различного. Если у нас останется один класс (мы ведь именно в этом направлении действуем), то его не с чем будет и сравнивать. Он тогда уже будет классом для-себя, а вот буржуазия классом для себя никогда стать не сможет.
В чем заключается различие классов? Обратимся к работе “Великий почин” В.И. Ленина. (См. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т.39. С.15)
«Классами называются большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда, а следовательно,
по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Благодаря этим признакам мы можем однозначно определить к какому классу (или слою) принадлежит человек. Иначе говоря – различить в тождестве его стороны.
После того, как мы различили классы и эти большие группы людей перед нами стали четко очерчены, различия их нам становится безразличны. Они для нас разны и этого уже достаточно для дальнейшего движения. Разное – настолько различенное, что различия различаемого уже не важны. Разность – это безразличное к сторонам различие.
Мы получили то, что они разны, но это никак не отменяет их тождественности, выявленной нами ранее. А раз так, то каждый класс есть противоположность другого, так как противоположность есть единство тождества и разности.
Каждый класс есть противоположность. Классов – два, и они находятся в единстве. Такое единство (тождество) противоположностей называется противоречием. В чем оно проявляется? В том, например, что продукт труда производит все общество (непосредственно – рабочими), а присваивается он небольшой его частью.
Примером того, как нужно исследовать противоречия является «Капитал» Маркса. Маркс начал рассматривать товар как элементарную форму богатства и, рассматривая этот противоречивый объект, выявляя противоречия и пути их разрешения, научно определил источник эксплуатации. И не просто определил, а указал, что нужно делать рабочему классу, чтобы не только улучшить свое положение, а избавиться от эксплуатации вообще.
Категории диалектики всеобщи, но для того, чтобы выразить в понятиях самодвижение исследуемого объекта, нужно наполнить эти категории содержанием, соответствующим этому объекту. Иначе, в отрыве от материи, мы будем иметь лишь птичий язык пустых категорий.
А.Кузьмин