К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

Особенности политической системы СФРЮ, как одна из причин развала федерации

Источник:https://dzen.ru/a/Xi87x5j-eQCt6jiu

Груздев И.С.

Жизненный век второй Югославии начинается с решений Второго заседания Антифашистского вече народного освобождения Югославии(АВНОЮ) 29-30 ноября 1943 года. С провозглашением республики в ноябре 1945 года практически была завершена жестокая битва за политическое будущее страны и началось оформление социалистического общества, в котором главную роль играли КПЮ и лично Иосип Броз Тито.

По образцу советской конституции 1936 года, конституция ФНРЮ 1946 года на первый план поставила однопартийное государство и его аппарат, который на основе государственной и кооперативной собственности осуществлял управление всеми сторонами общественного развития. Значительные изменения в политической системе Югославии произошли лишь после 1949 года (конфликт с Информбюро).

Трансформация экономической и политической систем начинается с принятия «Основного закона об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов» (июнь 1950 г .)[1].Идея о необходимости расширения участия рабочих в управлении была высказана Э.Карделем, который в мае 1949 года, выступая на заседании Народной скупщины ФНРЮ, также вводит и термин «самоуправление», определяющий всю последующую историю страны.[2]

Последовательное применение принципов рабочего самоуправления требовало серьезных преобразований в организации всей экономической и общественной жизни. Преобразования не заставили себя долго ждать. В 1953 году был принят Конституционный закон «Об основах общественного и политического устройства Федеративной Народной Республики Югославии и о союзных органах власти[3], в котором определялись основные принципы самоуправления, ставшие основой политической и хозяйственной системы. В законе указывалось, что «самоуправление производителей в экономике и самоуправление трудового народа в общине, городе и уезде являются основой общественного и политического устройства страны»[4]. На основании этого закона начинаются определенные изменения в общественном положении и структуре представительных органов власти. В сущности, это были первые шаги по ослаблению функций центральных государственных органов, целью которых было последующее упразднение государства и создание общества управляемого самим народом во всех областях общественно–экономической и политической жизни. Наиболее четко этот процесс просматривается в системе скупщин.

Скупщины (местные и республиканские), из органов государственного управления, должны были постепенно превращаться в общественные органы самоуправления (независимые от государства), которые выполняют государственные функции, координируют хозяйственную и другие виды деятельности. Важнейший аспект преобразования в системе скупщин на основах самоуправления заключается в рассматриваемый период в более прочном внедрении политико-правовых функций в организационную структуру и прямую компетенцию самой скупщины.

В 1953 году в федерации упраздняются правительственные органы как самостоятельные органы исполнительной власти, которые непосредственно управляли государственным аппаратом. Вместо правительства были созданы исполнительные веча республик и федерации в качестве специфической разновидности комитетов скупщин: на них возлагалась ответственность за соблюдение законов и проведение утверждаемой местными скупщинами политики.[5]

С принятием конституции СФРЮ 1963 года начинается новый этап в жизни Югославии, он ознаменован уже практически окончательным переходом от рабочего к общественному самоуправлению. Конституция закрепила изменения в системе скупщин, а также зафиксировала качественные изменения в социально-экономической и политической жизни, что нашло отражение в названии страны. С 1963 года она стала называться СФРЮ. После 1963 года продолжается работа по совершенствованию политического и хозяйственного механизма. С 1967 года по 1971 год было принято 42 поправки к конституции, многие из которых значительно расширили права республик и автономных краев. Республикам и краям, в частности, были переданы многие права и материальные фонды, которые раньше принадлежали федерации, а сами республики из “государственных содружеств” превратились в “государства, основанные на суверенитете народа, на власти и самоуправлении трудящихся”[6]. Все эти изменения приводят к появлению конституции 1974 года.

С принятием конституции 1974 года окончательно была провозглашена утопическая концепция общественно-экономических отношений и завершена тихая трансформация югославской федерации в некое подобие конфедерации. Важнейшая особенность конституции 1974 года состояла в том, что самоуправление полностью выходит из рамок трудовых организаций и, включаясь во все области жизни, конституируется в целостную общественно-политическую систему. Связано это с тем, что государство понималось как такая форма политической власти, которая отделена от общества и опирается преимущественно на соответствующий аппарат принуждения. С момента перехода к системе общественного самоуправления в югославской теории и на практике был поставлен вопрос об отмирании государства и его аппарата, а идея борьбы с этатизмом была воспринята как необходимое условие построения социалистического общества на базе самоуправления.

 

Доказательством того, что после принятия конституции 1974 года Югославия стала скорее напоминать конфедерацию, нежели федерацию, служат следующие решения:

А. Реорганизация системы скупщин. По конституции 1974 года скупщина становится высшим органом власти и общественного самоуправления, она утверждает политику и принимает решения по основным вопросам политической, хозяйственной, социальной и культурной жизни, утверждает общественный план, бюджет, выступает с инициативой по заключению общественных договоров и участвует в их заключении, обсуждает вопросы в области местной народной обороны, утверждает основы компетенции органов общественно-политического содружества (республик и федерации) и т.д.[7]

Таким образом, скупщина сосредотачивает в своих руках весьма значительные функции власти и является по существу не только органом, осуществляющим законодательную власть, но и органом, проводящим политику.

Естественно, складывается впечатление, что речь в конституции идет о Скупщине СФРЮ и именно она является высшим органом власти в государстве. Формально это утверждение верно. Статья 282-я Конституции СФРЮ подтверждает верховенство союзной скупщины над другими органами власти[8]. Однако если внимательно посмотреть на полномочия Скупщины СФРЮ и процедуру принятия решений, то нельзя не увидеть зависимость союзной скупщины от скупщин республик и автономных краев. Во-первых, делегаты Веча республик и краев Скупщины СФРЮ обязаны были “неукоснительно выполнять волю республиканских и краевых скупщин, которые их делегировали”, а решения принимать единогласно[9]. Таким образом, республики и края через своих делегатов могли блокировать неугодные им решения союзной скупщины. Во-вторых, Скупщина СФРЮ могла одобрить предложение о принятии закона лишь “после того, как скупщины республик и автономных краев дали свое согласие по этому вопросу”[10]. Исходя из этого, можно сказать, что с принятием Конституции 1974 года союзные органы быстро теряют свое влияние и рычаги воздействия на процессы происходящие в стране, координатором социально-экономической и политической жизни страны становятся республиканские скупщины, наделяемые особыми полномочиями Конституцией СФРЮ, за счет сужения компетенции союзной скупщины.

Б. Отношения республик и автономных краев с центром были построены таким образом, что СФРЮ де-факто стала конфедерацией. Сущностью новой концепции было усиление “значения и роли республик как федеральных единиц, а также невероятная степень независимости автономных краев”.[11] СФРЮ с принятием конституции 1974 года превращается из “союзного государства” с разделением суверенитета между федерацией и республиками в “общественно-политическое содружество” государств.

Правовая основа дезинтеграции Югославии как государственного и общественно-политического объединения содержится в самой конституции СФРЮ 1974 года. Конституция 1974 года определяет СФРЮ как “государственное содружество добровольно объединившихся народов и их социалистических республик, а также социалистических краев Воеводины и Косово”, [12]т.е. СФРЮ уже не “союзное народное государство республиканской формы”[13],как это было записано в конституции 1946 года, а лишь “государственное содружество”. В одной части “Основных положений” конституции 1974 года записано: “Рабочие люди и народы, и народности осуществляют свои суверенные права в социалистических республиках и автономных социалистических краях в соответствии со своими конституционными законами, а в СФРЮ только те свои права, которые представляют совместный интерес. Рабочие люди, народы и народности вопросы федерации решают на началах согласия между республиками и автономными краями, солидарности и взаимности, равноправного участия республик и краев в органах Федерации, в соответствии с этой конституцией, а также на началах ответственности республик за собственное развитие и за развитие социалистического сообщества в целом”.[14] Благодаря такому конституционному определению Югославия была трансформирована из союзного государства в союз государств.

Такая перемена означала отказ от решений АВНОЮ, которое провозгласило Антифашистское вече в качестве верховного представителя государства и носителя суверенитета, а по конституции 1946 года эти полномочия легитимно наследовали органы Федерации. Конституция 1974 года полностью поменяла носителя суверенитета, носителем суверенитета стали республики и автономные края, что не имело прецедентов в мировой истории[15]. Государство собственной конституцией лишило себя суверенитета!

Руководство СФРЮ полагало, что данные изменения в политической и экономической жизни общества откроют новые просторы социалистическому самоуправлению, основанному на суверенности народов, максимальных правах и ответственности республик, приведут к качественно новой интеграции югославского общества. Но вместо этого Югославия получила усиление национального антагонизма, который рос параллельно с обособлением республик и автономных краев. Вместо интеграции федерации была достигнута абсолютизация национальных интересов, благодаря которой работа в скупщине СФРЮ стала практически невозможной, т.к. каждая республика отстаивала исключительно местные интересы и блокировала невыгодные ей решения через предоставленное каждой республике право вето. А в конституции СФРЮ записано, что скупщина СФРЮ утверждает политику и принимает союзные законы лишь на основе согласования между республиками и краевыми скупщинами и при условии единогласного решения. Такая ситуация приводила к блокированию всех решений направленных на укрепление федерации.

Так, в 1976-1980 гг. многие общественные договоры (основные документы, конкретизирующие цели и задачи пятилетнего плана) заключались с опозданием на несколько лет, а некоторые так и не были подписаны из-за разногласия республик и краев.[16] По существу, как отмечалось в югославской печати, речь шла о феномене так называемого республиканского этатизма, т.е. о все большем замыкании республик в собственных рамках и проведении такой политики, которая не учитывает интересов содружества в целом.[17]

В целом , следует отметить, что положения конституции 1974 года, по которым республики стали отвечать за собственное развитие и за развитие федерации, положили начало развалу единого экономического и политического пространства СФРЮ.

В. Реорганизация системы государственной безопасности Югославии. В середине июня 1966 года по предложению главы СКЮ Й. Б. Тито, исполнительный комитет ЦК СКЮ принял решение о формировании комиссии по изучению вопросов, связанных со злоупотреблениями высших руководителей Службы Государственной Безопасности (СГБ). Результаты своей работы комиссия представила на VI (Брионский) пленум ЦК СКЮ (1.07.1966.).[18]

 

На основании материалов предоставленных комиссией, в качестве основного вопроса для рассмотрения на пленуме, встал вопрос о “перегибах в работе СГБ и злоупотреблении положением ее высших функционеров”[19].Высшим руководителям СГБ и всей службе в целом было предъявлено обвинение в ” сопротивлении развитию социалистического самоуправления и политике национального равновесия”,в прослушивании рабочих помещений и телефонов высших партийных, государственных и республиканских чиновников.[20]На основании данных обвинений Александр Ранкович и Светислав Стефанович были освобождены от исполнения своих обязанностей и в октябре 1966 года были исключены из СКЮ. Вместе с освобождением от занимаемых должностей руководителей СГБ был поставлен вопрос о реорганизации службы в соответствии с принципами “социалистического самоуправления”. Поправками к Конституции 1963 года, принятыми 30 июня 1971 года, согласно новой концепции югославского федерализма, руководство службой безопасности было децентрализовано.[21] Процесс децентрализации службы был окончательно завершен после принятия новой Конституции 1974 года. Отныне безопасностью страны и защитой конституционного порядка должны были заниматься республиканские и краевые службы безопасности, а единая СГБ с 1974 года фактически прекратила свое существование. Лишившись целостности, система государственной безопасности стала фактически неспособна: а) успешно сопротивляться работе иностранных разведок; б) бороться против организованных сил внутренних врагов и обеспечивать нормальную работу всех государственных служб и органов.

В условиях все большего усиления мощи национальной бюрократии, республиканские службы безопасности стали превращаться в послушную игрушку в ее руках и все менее и менее функционировали как общегосударственная служба, призванная защищать конституционный порядок и сохранение целостности и единства Югославии. В период обострения межнациональных и межреспубликанских отношений в конце 80-х годов “служба безопасности Югославии была, фактически, парализована, т.к. представители республиканских служб больше занимались разведкой деятельности друг друга, чем сотрудничали между собой”.[22]

Г. Концепция общенародной защиты. С принятием Конституции СФРЮ 1974 года в ведение “общин,автономных краев, республик и других общественно-политических содружеств” было передано право и обязанность “в соответствии с системой народной обороны�на своей территории учреждать и организовывать органы народной обороны и руководить территориальной обороной”.[23] Вооруженные части “территориальной обороны” по Конституции 1974 года были приравнены по значению к ЮНА и вместе с армией стали составлять вооруженные силы СФРЮ.[24] Таким образом, по Конституции 1974 года каждая республика и автономия получила право на законное формирование своих “национальных гвардий”, которые подчинялись исключительно местному руководству и комплектовались из местных жителей. Такая система привела к тому, что в годы югославского кризиса органы территориальной обороны стали главным инструментом в руках националистически настроенных республиканских правящих кругов и были использованы для развала территориального единства Югославии.

Исходя из всего вышесказанного, нужно отметить, что установленная Конституцией 1974 года политическая система способствовала сильному ослаблению федерации и разобщению (политическому и экономическому) республик, и в конечном счете стала одним из важнейших факторов, приведших страну к катастрофическим последствиям, которые были обусловлены тяжелейшим внутренним кризисом государства, а затем и его распадом.

Груздев И.С.


Ссылки на источники и литературу:

[1] Основной закон об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными объединениями со стороны трудовых коллективов // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии. М., 1956. С. 362-374

[2] Каменецкий В.М. Политическая система Югославии. М., 1991. С. 15

[3] Конституционный закон об основах общественного и политического устройства Федеративной Народной Республики Югославии и о союзных органах власти // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии. М., 1956. С. 45-84

[4] Конституционный закон …ст. 4. С. 45

[5] Конституционный закон…Глава 2. С. 50-80 ; Каменецкий В.М. Указ.соч. С. 18

[6] Службени лист СФРJ, 1971, №29

[7] Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии. Белград, 1974.ст.132,143. С.176, 183; Каменецкий В.М. Указ. соч. С.75

[8] Конституция…ст. 282. С. 259

[9] Социалистическая Федеративная Республика Югославия. М., 1985. С. 46

[10] Конституция…ст. 299. С. 271

[11] Николић П. Прилог расправи о карактери jугословенског федерализма.// Марксистична мисао. 1988 №5

[12] Устав СФРJ. Члан 1. Београд, 1974

[13] Конституция ФНРЮ 1946 года. // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии . М., 1956. ст. 1. С.9

[14] Устав СФРJ. Основне одредбе.

[15] Вилић Д. Тодоровић Б. Разбиjање Jугославиjе. 1990-1992. Београд, 1995.С. 143-144

[16] Социалистическая Федеративная Республика Югославия, М., 1985. С. 54

[17] Там же. С. 54

[18] Вилић Д., Тодоровић Б. Указ.соч..С.106

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 117

[22] Јовић Б. Комадање Југославије. Београд ,1992. С.102

[23] Устав СФРЈ. Члан 239

[24] Устав СФРЈ. Члан 240