К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

Рабы немы? Рабы – не мы!

Прежде чем начать разбор и анализ данной проблемы, с которой так или иначе сталкивается всякий активист в процессе создания и развития боевого профсоюза, я бы хотел разобрать на примере одну ситуацию. Давайте представим, что мы стали продавцами и торгуем на рынке, у нас есть наш продукт, наши ресурсы, которые мы продаем за деньги покупателю. Риторический вопрос: «Кто должен ставить цену на продукт – покупатель или продавец?» Ну, конечно же, продавец, а у нас ситуация интереснее. Вот мы стоим за прилавком и продаем, к нам подходит покупатель и начинает с нами торговаться, причем торгуется не на равных, а явно скидывает большую часть выгодной нам цены. «Продай мне товар за цену ниже чем твоя стоимость!» предлагает покупатель, а мы, что самое интересное, даже не торгуемся, а сразу соглашаемся: – «А давай!» И отдаем ему не по нашему ценнику, а по его прихоти. Ну, он же покупатель! Какому покупателю не выгодно купить дешевле? Да всем выгодно, и все будут стараться так делать. Мы рот не успеваем открыть, все думаем: «а вдруг», «а он не согласится по нашей цене», «а он не купит у нас, надо идти на все предложения покупателя». Итог: мы не только не получили то, что себе нужно, но даже ушли в минус. Кто от этого страдает – покупатель или продавец? Продавец, конечно.

Ситуация комичная, когда продавец на рынке ни с того ни с сего, под страхом того, что покупатель не возьмет хороший товар, продает за бесценок, что имеет. На рынке такое редко увидишь, разве что у отчаявшихся или у тех, кому деньги не нужны. Ситуация смешная, да. Но в жизни трудящихся такая ситуация – это чуть ли не норма, и ведь никто из них даже не задумывается о том, что он каждый день, из года в год, в массе своей, продает свою рабочую силу за бесценок работодателю.

Когда я и мои товарищи стали организовывать профсоюзы, мы столкнулись с проблемой всеобщего бытия капитализма, а именно, с рабской психологией. Что это такое? Ленин так характеризовал рабов: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» ( ПСС, том 14).

Поговорим мы сегодня именно о втором и третьем виде рабов. Рабская психология – это такое состояние, когда человек, которому внушили, что он маленькая сошка, ну знаете – такая «тварь дрожащая» по Достоевскому. Этот человек бесправен, слаб, неграмотен – обыватель, одним словом, – и все это собирается в нем с подростковых лет, не у всех, но с каждым годом все больше и больше, в массах рабочих и трудящихся. Притом это ведь мелкобуржуазное сознание. Эти люди хотят большего, с этим проблем нет, на вопрос: «Хочешь больше получать и меньше работать?» – 90% отвечают: «Конечно, хочу!». Аппетит есть – а вот зубов маловато. Как только ты начинаешь работать с ними в плане агитации за профсоюз или же за коллективные действия, даже грамотно разъясняя что к чему и как лучше и безопаснее, раб включается автоматически. «Нам никто этого не даст!» – заявляли мне на работе. «Никто туда не вступит (в профсоюз)!», «Не наберешь ты народу!», «Вокруг одни враги, все тебя сдадут!», «Нас прикроют, тебя посадят!» – один даже умудрился выдать, что работе по правилам (по правилам, на минутку, т. е. безопасно и по закону), всех привлекут за саботаж! Чувствуете размах буржуазной пропаганды и размытия мозгов?

Это один вид рабов, второй встречается реже, но все-таки встречается и поэтому такой «типаж» не стоит оставлять без внимания. При агитации мной и моими товарищами приходилось сталкиваться с работниками и рабочими, которые старались найти в их рабском положении то, что дает им надежду, что дает им самоуспокоение и отсутствие логического мышления, действий к борьбе. «Мне и так хорошо!» – твердили некоторые. Его обкрадывают до нитки, а ему и так хорошо. И смешно, и грешно. «Зато, у меня есть квартира и хоть какая, а зарплата!» Скоро и этого не будет, а он чему-то радуется. Его и можно понять, и нельзя такое понимать. «Зато у нас не как на Украине!». Мне интересно вот, а с чем сравнивают свое рабское положение украинские рабочие? – «Зато я не в АТО?». «У нас стабильность и у нас есть, какая никакая – пенсия!» – мама дорогая, вы себя вообще слышите? Стабильность-то есть: мы стабильно деградируем и идём ко дну. У вас стабильно отбирают зарплату и льготы, про пенсию вообще молчу… Что сказать про таких? Как выражался Ленин: «холопы», «хамы». Я не хочу кого-то обидеть этой статьей. Но те рабочие, которые относятся к этим товарищам, пускай поймут для себя, что Ленин прав.

Как работает эта психология? Тут срабатывает несколько факторов. Само собой, буржуазное бытие порождает буржуазное сознание. Что внушается при таком буржуазном бытии? «Падающего – толкни», «каждый сам за себя», «человек, человеку – волк», «моя хата с краю, ничего не знаю» и т. п. Пропихивается махровый индивидуализм, который не идёт диалектически с коллективизмом, потому что это два момента одной сущности, а идет уход в крайность, который, конечно же, делает свое поганое дело. Люди перестают доверять друг другу, люди утыкаются в свои дела и стараются не обращать внимание на внешний мир и свой рабочий коллектив, люди в погоне за выгодой предают себя и своих товарищей. Вот как работает эта психология!

Что же остается делать нам? Ответ очевиден – бороться с такими проявлениями. Как? Сейчас разберём. Я не буду касаться того, какими материалами можно и нужно призывать людей к коллективным действиям, это уже разбирали наши товарищи из Фонда Рабочей Академии и Рабочей партии России, я распишу лишь те моменты в общении и агитации, которые помогут нам всем увидеть и взять на вооружение действия, которые способствуют переубеждению таких товарищей рабочих.

У меня и моих товарищей во взаимодействии с членами профсоюза медработников «Действие» в Самаре был просто-таки показательный момент такой психологии. Когда на собрании мы, как приглашенные товарищи по борьбе, продвигали борьбу за колдоговор, за повышение зарплаты и за другие важные пункты для медиков, члены профсоюза, услышав наши предложения, делали откаты назад. «Давайте вернёмся с неба на землю», «Это предложение нереальное» и мое самое любимое «Никто вам это не даст, работодатель не даст». «Да на кой чёрт вам спрашивать работодателя?» – спрашиваем. «Кто он вам? Мама что ли? Вы вообще не должны у него ничего спрашивать, никакого разрешения. Вы даже не пробовали, а уже решаете за работодателя!» – негодовали мы. Я стал объяснять: «Ваш работодатель вам отменяет выплаты за ночные, надбавки за вредность, зарплату меньше делает, и, думается мне, что он про себя говорит «схавают, схавают». Так вот не вы должны «хавать» то, что он вам подсовывает, а пусть он «хавает», а вы выставляйте свои условия». Народ затих, согласился. То есть в агитации нужно раскрывать суть отношений работник-работодатель! Это ВЫ работаете, это ВЫ создаете прибавочную стоимость ему, это ВЫ отдаете часть своего времени, здоровья, жизненных ресурсов, это ВЫ должны с него спрашивать и ВЫ должны требовать у него, а не он у вас! ВЫ сами – работники будь то скорой или предприятия, школы или другого учреждения, – ВЫ сами, своим БЕЗДЕЙСТВИЕМ занижаете свою цену, цену ВАШЕЙ рабочей силы. Часть коллектива после этого разговора вроде бы стала прислушиваться, но тут один из выступающих водителей решил вставить «свое видение» борьбы. «Надо митинговать и пикетировать». Наш товарищ с ним стал спорить. Ну и что? Что вы хотите добиться? «Соберем народ!», а дальше что? «Оповестим людей», ну и? Как то, что вы народ оповестите может помочь вам в принятии ваших требований? И тут водитель умолк.

Еще одним важным моментом, на который я бы хотел обратить внимание в борьбе с такой психологией, является агитация за коллективные действия как с уже готовым коллективом, так и индивидуально, отдельно с каждым. Нужно дать понять, что работник не один, что таких, как он, много, и что если такие, как он, объединятся вместе, будут сообща выполнять совместные действия и требовать, бороться, то они победят. Тяжело, трудно, непросто это доходит до рабочих, не сразу. Но на ярких примерах, это можно и нужно показывать. Профсоюз – это больше, чем бумаги, и совсем не обязательна регистрация, профсоюз в первую очередь – это сильный, сплоченный коллектив! Вот такую мысль нужно доносить до работников. Отдельно нужно работать с ними так же, исходя из их психологии раба и буржуазного бытия. Клин клином вышибают. Предложите работнику то, от чего он не сможет отказаться, а если он начнет давать заднюю и врубать «раба», спросите у него: «Если половина подпишет, половина будет у нас – ты за? Ты пойдешь?» Если он согласен, берите его в оборот. Предлагайте подписать доверенность на предоставление профсоюзу права защищать данного работника, в подавляющем большинстве они это сделают, если, конечно, грамотно объяснить, что это за доверенность и для чего она. Всякая борьба начинается с малого, и тут каждому активисту нужно быть как комиссару на фронте: и мамой, и папой, и личным психологом и оркестром! Учитесь у товарищей, у Рабочей партии России, как нужно бороться! Из рабов становитесь борцами за лучшее, за достойное – революционерами, как писал Ленин. Вы не твари дрожащие – вы право имеющие!

“Soyez réalistes, demandez l’impossible!”, что в переводе с французского значит «Будьте реалистами – требуйте невозможного!»

 

 

П. Серпов.