Учить детей – хорошо, а учить хорошо – еще лучше!
( Размышления учителя)
Алексеев А.В.
Ответ на видео Сталин против Грефа. Советское образование сегодня? выпущенное каналом Думай Сам/ Думай Сейчас
Признаться честно, будучи учителем и оттого хорошо понимая весь ужас, творящийся в нашем образовании, тоже был подвержен идеям распечатать и сохранить все наследие советских учебников. Масло в огонь подливало еще то, что я отец пятерых детей. Кому из родителей не хотелось бы более комфортного будущего для своих детей? Переоценить роль хорошего качественного образования в этом невозможно.
Первое, что приходит в голову: «Значит нужно брать все под свой контроль! Распечатаю все учебники СССР и буду учить своих детей, чтобы они обязательно выросли умными!». И вот тут возникает первое противоречие. Для чего быть умным ребенку, когда все его сверстники, – не станем использовать слово «глупы», – образованы по стандартам нового поколения? Вся система заточена под таких людей, а мой будет в разы умнее. Для того, чтобы пойти работать в розницу с не такими умными как он? При этом, скорее всего, им еще и управлять будет один из тех, кого он умнее. В буржуазном обществе наверх пробиваются не умные, а пронырливые. Из этого факта вытекает второе противоречие.
А оно в том, что все решают деньги, то есть, стартовые возможности каждого. Если у твоих родителей есть возможность платить за твое образование, то тогда неважно не только то, по каким учебникам ты учился, но и посещал ли ты школу вообще. И, видя все это, ребенок неизбежно придет в конфликт с окружающей его действительностью. И тогда результатом может стать не конкурентоспособный индивид, а пациент психиатрического отделения с тяжелым пограничным состоянием.
Ведь мы же живем в обществе с частным способом присвоения в экономике, а хотим воспитать человека по учебникам, которые издавались для общества с коллективным способом присвоения.
Мы, подобно выпавшему с борта лодки, смотрим, как она уходит от нас все дальше и дальше. И рассудок нам подсказывает, что её уже не вернуть, выбираться отсюда придется самому. Что делать – непонятно, поэтому буду пока барахтаться. Авось из этого что-то путное выйдет. И вот мы барахтаемся, пытаясь схватиться за рядом плавающий обломок доски…
И последнее, самое важное противоречие во всей этой ситуации, то, что мы, мечтая вырастить всесторонне гармонично развитую личность с навыками критического мышления, сами напрочь забываем осмысливать любые свои заявления и действия критически. Нам всем кажется, что вот именно я-то не способен ошибаться. И незаметно для себя мы начинаем скатываться в идеализм.
«Я буду учить своих детей по старым советским учебникам, чтобы они выросли умнее всех и смогли лучше устроиться в жизни….», – обратили внимание, как из второй части данного предложения начинает сочиться мелкобуржуазное сознание?! Нет? Ну, тогда перечитайте снова. Но тут, кстати, и первая часть одна большая идеалистическая конструкция: я, я, я, я… А ведь историю делают не личности, а большие массы людей, разделенные своим отношением к средствам производства и в самом производстве, то есть – классы.
Я не говорю, что учиться не нужно. Конечно, нужно! Но в данном подходе во главу ставятся личностные качества конкретного человека, и совсем не важно, что это наш ребенок. В результате напрочь выпадаем из общего контекста классовой борьбы. Мы подобно алхимикам, пытаемся воспользоваться волшебным средством [учебники СССР], чтобы именно мой ребенок был самый умный.
Наше сознание идет по пути фетишизации пусть и такой хорошей вещи, как учебник СССР. В результате чего мы становимся заложниками иллюзии, что данный учебник есть панацея от всего. Что он работает сам каким-то чудесным образом.
Учить по старым советским учебникам детей в буржуазном обществе – это все равно, что смотреть на свою фотографию сорокалетней давности и мазаться кремом для омоложения кожи в 68 неполных лет…
Мы снова пытаемся пройти путь Л.Н. Толстого. Мы создаем школы вопреки действующим. Совершенно игнорируя те результаты, которых добился сам Толстой: преследование за педагогическую деятельность, закрытие школы, журнала, который он издавал и, как следствие, моральная подавленность и уход от общества.
А ведь общество развивается вследствие развития средств производства. И те учебники, которые мы теперь с грустью и тоской перечитываем, это следствие небывалого ранее в истории человечества развития средств производства. И развитие средств производства – это не простое, банальное его усовершенствование, ЧПУ и так далее, а, во-первых, изменение способа присвоения с изжившего себя капиталистического, на более прогрессивный коммунистический.
Вы хотите, чтобы наши дети учились по советским учебникам? Ну, тогда нужно во главу угла ставить вопрос о частной собственности. Уничтожив которую, мы получим развитие средств производства, которое даст толчок к развитию всего остального общества и его институтов. Все остальное – реакция и подмена материалистического сознания идеалистическим.
Алексеев А.В.,
член Рабочей партии России