К коммунизму – властью партийных рабочих, организованных в Советы. Без партийной номенклатуры.

«В крановщики бы я пошел? Пусть меня научат.»


Романтичная по-своему, дух захватывающая, хотя и очень ответственная профессия крановщика башенного крана в последние годы практически утратила свой ореол привлекательности. А этим летом дошло и до пикетов, забастовок и скандалов на стройплощадках. И мы немало узнали «интересного» об этой сфере, которая есть жизненно важная для огромного числа россиян, мечтающих решить вечный квартирный вопрос.

Сравнительно новое явление на рынке труда Петербурга (да и по России) – это рабочие-блогеры, рассказывающие простым, всем понятным языком о своей работе, о скрытых вещах и секретах профессии. Понятно, что небольшие видеоролики, выложенные в интернет, доступны широкой публике (хотя смотрят их в основном те же рабочие), вызывают немало эмоций. Машинисты поездов и водители-дальнобойщики, машинисты башенных кранов и водители мощных автокранов,- вот те профессии (и не только), работу которых можно увидеть, что называется, изнутри, посмотреть рабочие будни и даже узнать про святая святых – оплату труда.

Стоп-кран

На самом деле, вопросы материального вознаграждения за тяжелый, нередко опасный для жизни труд по названым выше профессиям, может отойти на задний план и уступить место вопросам охраны труда, графику работы, организации отчислений в ПФ и другие фонды и т.д.. Скучноватая тема охраны труда (а, значит, жизни и здоровья) тех, кто занят в опасных профессиях, в сегодняшней жизни может стать вопросом №1. Работа по правилам или не по правилам, оплата сверхурочных, травматизм,- все это, в общем-то, верхушка айсберга. Понятно, общество потрясено, когда видит по ТВ кадры промышленных аварий, крушение башенных кранов, падение автокранов и тому подобные вещи. Потом тема как бы «уходит» и мы живем дальше, до следующей беды.

Но вот в конце июля нынешнего лета в Казани дело дошло до забастовки крановщиков, когда несколько десятков машинистов башенных кранов встали. И стройки замерли. Начальство забегало, контрольно-надзорные органы стали разбираться. Участники акции рассказывали на своих пикетах, что на некоторых стройках едва не дошло до рукопашной, когда крановщиков чуть ли не за шиворот затаскивали обратно на стройплощадку и требовали немедленно подниматься в кабину крана и продолжать работу.

Какие же главные проблемы волнуют крановщиков? Тема сверхурочных. И связанная с этим весьма скромная оплата труда для такой ответственной и действительно потенциально опасной профессии, связанной с работой на большой высоте. Крановщики говорят, что оплата у них 200 – 250 рублей в час. То есть за 12-часовую смену можно заработать в пределах 2400 рублей – до 3000. Чтобы выйти на сумму ежемесячных заработков в 50-55 тысяч в месяц, крановщики должны работать со сверхурочными. Накапливается многолетняя усталость, люди не могут нормально общаться с семьей, не удается восстанавливаться, в конце концов. И так постоянно. Об этом может сказать такой параметр, как месячный баланс рабочего времени, о котором говорили участники акции крановщиков.

Одна из крановщиц в группе тех, кто участвовал в акции, рассказывала, что даже в сильный ветер заставляют подниматься в кабину и работать. Краны импортные, очень дорогие, отечественной техники практически нет, такова логика их владельцев. Техника не должна простаивать. «Я не ушла с работы, не покинула стройплощадку, но нельзя работать при таком угрожающем сильном ветре. Мы, кстати, выдвигаем и такое требование, как страховка нашего здоровья и жизни. Сегодня никаких льгот профессиональных нет». Заметим, что люди не говорят о таких вещах, уже подзабытых, как промышленная медицина, исчезнувший институт доверенных врачей, не говоря уж о профилакториях, курортологии и тому подобном утраченном.

Что же остается? Заработки, в принципе сопоставимые с оплатой труда водителя городского наземного транспорта или машиниста в том же метро. Но там по крайней мере имеется система коллективных договоров. И хотя бы работа и оплата в них идет с так называемым соцпакетом, то есть, с отчислениями в ПФР и другие фонды, как положено. Наличие профсоюзных уполномоченных, контролирующих вопросы безопасных условий труда, бытовки, комнаты отдыха,- это уже во многом сняло бы такую остроту, когда вопросы накапливались, умножались, не решались и, наконец, – вот, прорвало.

 

Эй, там, наверху, кран сюда подай давай!

Следующая тема – огромное число рабочих, приезжих из бывших советских республик, с недостаточной строительной квалификацией, которые на всех стройках присутствуют. Работают с утра до вечера, и вынужденные ночевать в строительных вагончиках. И участники недавней акции в Казани, и их коллеги-строители других городов, крупных промышленных центров страны (Екатеринбург, Воронеж), и то, что рассказывали автору этих строк крановщики Северной столицы, – все об одном и том же. Ситуация с общей квалификацией и с русским языком из года в год все хуже и хуже.

Например, рассказывают крановщики, про квалификацию “стропальщик”. Это не просто какой-то разнорабочий: “иди туда, там кучу разровняй, круглое катай, плоское таскай”. У них, стропальщиков, должны быть реальные документы, с которыми они поступают на работу, а не купленные где-то в метро или за углом в какой-то конторе. Приезжие рабочие нередко травмируются, потому что не знают приемов правильной и безопасной работы. И в советские времена в ленинградских профтехучилищах Ленгорисполкома учились ребята из южных республик, но это совершенно другие дела, совсем другая подготовка. И наши стройтресты и ДСК получали совершенно другой контингент трудовых резервов.

На практике сегодня имеем то, что имеем. Травматизм, конфликты, драки на стройплощадках, промышленные аварии, взрывы, падения с высоты,- вот та реальность, которая имеется на стройках нашего великого города. Не так давно на одной из пригородных строек, где идет массовое жилищное строительство, рухнул, просто сложился как карточный домик, возводимый детсад. Весной этого года в Приморском районе прогремел взрыв на стройке. Вообще по всем статотчетам строительная отрасль наряду с транспортом, ЖКХ одна из самых травмоопасных сфер. Можно вспомнить падение крана на Камышовой ул. в 2007 г. на жилой дом.

Можно ли в принципе работать с нашими бывшими в СССР соотечественниками, чьи прадеды вместе с остальными обеспечили Победу в Великой Отечественной войне? Разумеется. В конце концов, Трезини, Леблон и другие иностранцы тоже прибыли из краев далеких и какой город построили вместе с нашими Воронихиным и Захаровым, с которыми работали тысячи безвестных русских мастеровых.

Но вернемся в 21 век. К слову, тему трудовой миграции (которая имеет прямое отношение к нашим стройкам) поднимал и поднимает президент Путин В.В.. Вот, к примеру, что он говорил на «Прямой линии» в марте 2016 года: «Нам нужно приглашать квалифицированную, хорошо подготовленную рабочую силу, знающую русский язык!». Слова словами, но при этом российская буржуазия вполне понимает, чего хочет: закрывая глаза на полулегальную трудовую миграцию, вынуждая приезжих рабочих к плохим условиям местной бытовой жизни, низкой оплате труда и отсутствию нормальных условий труда, тем самым эта буржуазия лишает рабочих мест местных трудящихся и занижает зарплату тем, кто всё-таки работает на стройке. Организаторы стройки – в прибыли, а рабочие стройки разобщены и натравлены друг на друга. Такое положение выгодно буржуазии и служит усилению эксплуатации трудящихся. Нужно искать пути объединения рабочих с тем, чтобы начать кардинально улучшать своё положение.

 

 

Подготовил Алексей Воробьев,

Член Санкт-Петербургского союза журналистов

Редактировал Александр Булгаков,

Член Рабочей партии России