ЗАМЕТКИ О НАУКЕ ЛОГИКИ
Назаров Д.О.
Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества и мышления. Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, разрабатывая свою “Систему наук” в работе “Феноменология духа”, которая по его замыслу должна была составить первую ее часть, приходит к выводу, что существует три способа постижения мира:
- Мистический, или религиозный,
- Художественный (искусство), в образах,
- Научный, в понятиях.
Последний способ при этом позволяет не только описывать мир, но и познавать его. Таким образом, высшим способом отражения и постижения мира является постижение в понятиях. “Наука Логики”, которая последовала за “Феноменологией духа” представляет собой закономерное развитие вышеуказанного вывода. Материалистически истолкованная она является истинной и единственной всеохватывающей научной философской системой.
Наука – это система знаний. Логика как logos – это знания вообще! Как понятие Логика, согласно одноименной науке, получает свое определение внутри самой себя. В этом смысле понятие «есть только предмет, продукт и содержание мышления и в себе и для себя сущая суть, логос, разум того, что есть, истина того, что носит название вещей». Мышление, а точнее, постигающее в понятиях мышление, и составляет предмет Логики, и рассматривает этот предмет внутри самой Логики. Логика и есть мышление, но ее понятие обосновывает и порождает самое себя в ходе ее развертывания. Материалом для ее развития служит logos как слово, как отлагающееся в языке. Слово есть название, имя, термин, категория, дефиниция и понятие. Логическое есть сама природа языка. «Во все, что для человека становится чем-то внутренним, вообще представлением, во все, что он делает своим, проник язык и выражает в языке, содержит в себе, в скрытом ли, спутанном, или более разработанном виде, некоторую категорию». Логика с большой буквы, значит Диалектика, так как формальная логика, носившая в прежние времена название метафизики, подвержена рассудочному мышлению и не обращает внимания на те противоположные значения в одном слове, которые могут доставить истинному мышлению только радость, а трактует их как бессмыслицу.
Логика, которая имеет начало как неразвитый результат, и результат как развернутое начало, есть, собственно говоря, философия. Диалектика, которая снимает предшествующие философские системы, оставляет им место лишь в истории философии.
Наука есть, прежде всего, всеобщее. Такая наука как философия представлена конкретно всеобщей Логикой. Логика, следовательно, есть наука. Это непосредственное суждение, или суждение наличного бытия, которое есть также и качественное суждение. Как положительное суждение, оно развивается, через особенность, служащую опосредствованием между единичным и всеобщим.
Логика есть наука. Наука – это система знаний. Система же есть метод («method» означает: система, порядок). Значит, наука – это метод, а метод, согласно Логике, это осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета, а именно, Логики!!! Через эту универсальность суждение рефлексии доводит себя до суждения необходимости, и далее, через категорическое, гипотетическое, разделительное суждения до суждения понятия.
Логика есть истинная наука. Формальная логика тоже есть наука, достоверная наука, но не истинная. Диалектика есть ИСТИНА формальной логики, ее Необходимость.
Назаров Д.О.,
член Рабочей Партии России