ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
The scientific heritage. No 46 (2020)
POLITICAL SCIENCES
Попов М.В. доктор философских наук, профессор по кафедре экономики и права,
профессор (консультант) кафедры социальной философии и философии
истории Санкт-Петербургского государственного университета
INTERNET TECHNOLOGIES IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES Popov M. doctor of philosophy, Professor at the Department of Economics and law, Professor (consultant) of the Department of social philosophy and philosophy of history Saint Petersburg state University
Аннотация. Целью статьи является выявление прогрессивной практики расширения использования интернет-технологий на основе исследования опыта решения научно-просветительских задач известным межрегиональным общественным объединением, системно ведущим широкую научно просветительскую работу с использованием интернет-технологий. Цель работы выяснить, как возможно соединить в единый комплекс различные и широко используемые самостоятельные формы использования интернет-технологий, различные интернет-ресурсы для решения единой задачи повышения уровня освоения научных знаний широкими слоями взрослого населения. Широкое применение этого опыта на общественных, самодеятельных началах позволило бы поднять общий культурно-образовательный уровень граждан, содействовало бы расширению участия граждан в общественной жизни, развитию общественной инициативы и самодеятельности, более полному использованию прав и свобод, предоставляемых демократическим государством. Для решения поставленной задачи использовались общенаучный диалектический метод, выступающий как осознание формы внутреннего самодвижения содержания исследуемого предмета, исторический метод, и метод комплексного сравнительного анализа. Результаты исследования подтверждают эффективность интернетизации при обоснованном и содержательном ее использовании для решения задачи повышения культурно-образовательного уровня граждан общественными объединениями на самодеятельных общественных началах. В данном случае предмет исследования – научно-просветительская деятельность, объект исследования – общественное объединение. Результат исследования – раскрытие системы научно-просветительской деятельности известного общественного объединения для широкого использования этого опыта другими общественными объединениями с учетом их специфических задач.
Abstract. The purpose of the article is to identify the progressive practice of expanding the use of Internet technologies based on the study of the experience of solving scientific and educational tasks by a well-known interregional public Association that systematically conducts a wide scientific and educational work using Internet technologies. The purpose of the work is to find out how it is possible to combine various and widely used independent forms of using Internet technologies, various Internet resources into a single complex to solve a single problem of increasing the level of scientific knowledge acquisition by a wide range of adults. The wide application of this experience on a public, Amateur basis would help to raise the General cultural and educational level of citizens, promote the expansion of citizens ‘ participation in public life, develop public initiative and self-activity, and make fuller use of the rights and freedoms granted by a democratic state. To solve this problem, we used the General scientific dialectical method, which acts as an awareness of the form of internal self-movement of the content of the subject under study, the historical method, and the method of complex comparative analysis. The results of the study confirm the effectiveness of internetization with a reasonable and meaningful use of it to solve the problem of improving the cultural and educational level of citizens by public associations on an Amateur voluntary basis. In this case, the subject of research is scientific and educational activities, the object of research is a public Association. The result of the research is the disclosure of the system of scientific and educational activities of a wellknown public Association for the wide use of this experience by other public associations, taking into account their specific tasks.
Ключевые слова: интернет-технологии, научно-просветительская деятельность, общественное объединение, инициатива, комплексность, Фонд Рабочей Академии.
Keywords: Internet technologies, scientific and educational activities, public Association, initiative, complexity, Foundation of the Working Academy.
1. ВВЕДЕНИЕ. Помимо исторически сложившихся государственных форм организации общественной жизни все большее значение с развитием общества приобретают различные формы общественного самоуправления. Их развитие, а также расширение использования гражданами исторически сложившихся демократических процедур требует соответствующей подготовки, лишенной профессиональной узости. Это может быть обеспечено не только разного рода институтами и учреждениями профессионального образования взрослых в порядке профессиональной переподготовки, но и на общественных началах общественными объединениями. На современном этапе научно-технического прогресса в научно-образовательную и научно-просветительскую деятельность все более широко и глубоко внедряются интернет–технологии. Причем это касается не только государственных и частных учреждений различного рода, но и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на безвозмездных началах в порядке общественной инициативы. Предметом исследования данной статьи является общественная научно-просветительская деятельность в условиях все более широкого распространения интернетизации и использования связанных с этим технологий. Становятся возможными совмещение очного и заочного обучения, проведение лекций и семинарских занятий с размещением их записей на различных интернет-ресурсах, проведение обсуждений на сетевых ресурсах, опора на размещенные на сайтах в интернете электронные библиотеки, содержащие необходимую литературу и записи занятий прошлых периодов, онлайн-занятия и, что является особенно важным, проверки работ слушателей с использованием системы дистанционного обучения (СДО). Ведь задача постижения истины состоит не просто в том, чтобы поглощать, потреблять знания и превращаться в их большого потребителя, а в том, чтобы их правильно воспроизводить и творчески применять. А это без выполнения слушателями самостоятельных работ, оценки и корректировки их специалистами-профессионалами невозможно. В той или иной мере данные вопросы исследовались в литературе авторским коллективом под редакцией доктора экономических и доктора философских наук Заслуженного деятеля науки профессора В.Я. Ельмеева [1], в монографии профессоров В.Г. Долгова, В.Я. Ельмеева и М.В. Попова [2], в брошюре Ю.Л. Рысева [3], монографии доктора экономических наук О.А. Мазура [4], монографии профессора А.В. Золотова [5], монографии профессоров А.С. Казеннова и М.В. Попова [6], материалах конференции, посвященной деятельности профсоюзов [7], монографиях М.В. Попова [8], [9], в статьях [10], [11], в коллективной монографии [12], в коллективной монографии [13] и в коллективной монографии [14].
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Поскольку речь идет об исторически возникающем и изменяющемся явлении, протекающем во времени процессе, потребовалось применение диалектического метода, предполагающего целостный взгляд на развитие как противоречивое движение низшего к высшему, простого к сложному. Рассматриваемое явление берется как результат предшествующего развития, как развернутое начало. Ведь объектом исследования в данной статье является учрежденное четверть века назад широко известное межрегиональное общественное объединение Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих). Учредителями его 25 лет назад выступили Союз рабочих Москвы, Объединение рабочих Нижнего Новгорода, Объединение рабочих промышленности, транспорта и связи Ленинграда и возглавляемая доктором технических наук, профессором, лауреатом Государственной премии СССР, известным ученым, специалистом в области систем управления ракет и космических аппаратов Леонидом Александровичем Майбородой Петровская Академия наук и искусств. Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих) был зарегистрирован 28 декабря 1994 года Министерством юстиции Российской Федерации. Мы исследуем его деятельность на современном этапе как результат комплексного развития и, кроме общенаучного диалектического метода, применяем исторический метод, метод комплексного сравнительного анализа, поскольку анализируется деятельность общественного объединения Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих) с целью выявления и раскрытия созданной им системы научно-просветительской деятельности.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ. Как показал всесторонний комплексный анализ деятельности исследуемого общественного объединения, в настоящее время благодаря тем возможностям, которые предоставляют цифровые технологии, Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих) широко представлен в интернете. На странице Фонда Рабочей Академии в Википедии отмечается: «Фонд провозглашает в качестве своих задач изучение и решение проблем, связанных с развитием российской науки, образования и промышленности, а также исследование проблем теории и практики рабочего движения и содействие разностороннему обучению рабочих. Для осуществления поставленных целей в составе фонда существуют образовательные лектории — «Красный университет» (создан весной 2012 года преподавателями «Фонда рабочей академии» на основе специального курса лекций «Мировоззрение марксизма-ленинизма» для изучения философских, политических и экономических трудов Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина) и «Университет рабочих корреспондентов». Фондом издаются газеты «Народная правда» (имеет аккредитацию в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, Администрации и Законодательном собрании СанктПетербурга), «Правда труда».
Результаты исследования – раскрытие системы форм научно-просветительской деятельности, использованных Фондом Рабочей Академии, носящих не абстрактно-единичный, а конкретно-всеобщий характер, доказывающих всеобщую применимость и эффективность используемой системы методов научно-просветительской деятельности с помощью передовых интернет-технологий. Чтобы каждый рабочий имел возможность просвещаться, заходя в интернет, Фондом Рабочей Академии (Фондом содействия обучению рабочих) учрежден ряд специальных сайтов. Основной сайт Фонда Рабочей Академии [15] ведет кандидат технических наук доцент Иван Михайлович Герасимов. На этом сайте регулярно вывешиваются оцифрованные материалы по всем проблемам и аспектам деятельности Фонда. Создан электронный архив издаваемых Фондом газет и Видеотека, в которой происходит накопление видеолекций и других видеоматериалов. Размещены библиотека книг по проблематике Фонда и библиотека публицистических выступлений. На сайте вывешиваются материалы для просвещения рабочих и выступления самих рабочих по вопросам улучшения условий их труда и оплаты, сокращения рабочего и увеличения свободного времени как времени для свободного развития. Выделены рубрики: Опыт коллективных действий, Коллективные трудовые споры, Коллективные договора, Институт профсоюзного движения, Российский Комитет Рабочих, Федерация профсоюзов России. Материалы постоянно обновляются и накапливаются. Сайт Московского регионального отделения Фонда Рабочей Академии [16] ведет руководитель Московского отделения Фонда Василий Иванович Шишкарев. На сайте имеется обширная электронная библиотека, охватывающая различные аспекты научно-просветительской деятельности, размещено «Рабочее ТВ Москвы», которое интервьюирует наиболее успешно ведущих работу профсоюзных деятелей и проводит дискуссии по актуальным проблемам рабочего движения. Наиболее интересными и значимыми для профсоюзного обучения оказались два интервью с Председателем Федерации профсоюзов России, генеральным секретарем Конфедерации труда России, президентом Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергеем Анатольевичем Ковалевым, поскольку данный профсоюз добился самых больших успехов в сокращении рабочего дня и продолжительности отпусков, увеличении заработной платы и улучшении других условий для работников. На одной из последних дискуссий на “Рабочем ТВ Москва” «Смертность, рождаемость, стоимость рабочей силы» представители трудовых коллективов московских заводов Сергей Горбушкин и Артем Иванюк обсуждали связь между потребляемыми трудящимися материальными благами и численностью населения России. Размещаются приглашения на конференции по профсоюзной работе, на заседания Российского комитета рабочих, его решения и видеоотчеты о его деятельности. Большим интересом пользуются аналитические выступления по проблеме перехода к шестичасовому рабочему дню с критикой попыток путем сжатия рабочей недели удлинить рабочий день, с чем связано обострение и так уже весьма острых проблем развития рабочих, их обучения и участия в профсоюзной борьбе. Под рубрикой «Профсоюзная борьба» на сайте Московского отделения Фонда Рабочей Академии размещены видеолекции с текстуальной расшифровкой по курсам «Социально-трудовые конфликты и технология их урегулирования» и «Политические составляющие социально-трудовых конфликтов». Публикуются статьи и заметки рабочих по актуальным проблемам борьбы за улучшение положения трудящихся. Вывешивается газета «Гегель в действии». Расширению информационно-просветительской деятельности с использованием цифровых технологий способствует еще один сайт Фонда Рабочей Академии, отличающийся структурой, формой подачи материала и аудиторией [17]. Его ведет руководитель Новосибирского отделения Фонда Рабочей Академии Александр Юрьевич Булгаков. Как и другие руководители сайтов Фонда Рабочей Академии, он редактирует и наполняет новейшей информацией сайт на общественных началах и подходит к использованию современных интернет-технологий творчески. На сайте можно найти видеозаписи занятий Кружка любителей гегелевской диалектики и кружка по Капиталу К.Маркса, прогрессивный коллективный договор и расчет стоимости рабочей силы. В рубрике новостей: Действие в обществе, Интересы рабочего класса, Повышение заработной платы, Сокращение рабочего дня, Улучшение условий труда, Лекции по конфликтологии, Организация рабочих, профсоюзы, Советы, Борьба за Коллективный договор, Российский Комитет Рабочих, Коллективные действия и другие. Сайт Северо-Кавказского отделения Фонда ведет Сергей Александрович Рядчиков, сайт Прибалтийского отделения – Константин Павлович Горшков. На всех сайтах Фонда Рабочей Академии публикуются не только материалы для просвещения рабочих, но и заметки самих рабочих об их нуждах, их жизни и борьбе, ведутся дискуссии по изучаемым проблемам и практике их разрешения.
С осени 2019 года просветительскую работу в интернете начало созданное в рамках Фонда Рабочей Академии Петром Владимировичем Гомелаури Красное радио [18]. Оно передает лекции и выступления специалистов Фонда Рабочей Академии, новости профсоюзного, рабочего движения. Готовится к тому, чтобы специалисты регулярно отвечали на задаваемые трудящимися вопросы. Аналогичную работу проводит созданный в сотрудничестве с Академией смыслов (Удовиченко Марат Сергеевич) Клуб «Энгельс», занятия в котором размещаются в сети Интернет, и аудитория этого ресурса, который широко практикует ответы на вопросы граждан, постоянно растет [19]. Интернетизация позволила наладить дистанционное обучение в двух университетах Фонда Рабочей Академии – Университете рабочих корреспондентов и Красном университете. Университет рабочих корреспондентов (ректор – кандидат экономических наук Виктор Иванович Галко) проводит занятия с октября по май включительно непосредственно для жителей Санкт-Петербурга. Каждый четверг в помещении, располагающемся недалеко от Смольного (адрес указан в газете «Народная правда», и в интернете по запросу Университет рабочих корреспондентов) читаются открытые лекции, лекторы отвечают на вопросы слушателей, слушатели имеют возможность выступить и в конце занятия выслушать заключение лектора. Поскольку занятия записываются посредством интернет-технологий и выкладываются на Канале Фонда Рабочей Академии на You Tube [20] (руководитель Сергей Викторович Тюленев) знания, которые дает Университет, становятся доступными трудящимся России и русскоязычным жителям других стран. В 2019-20 году ведет занятия уже для восьмого набора слушателей Красный университет Фонда Рабочей Академии и Ленинградского интернет-телевидения [21] (Ректор – руководитель Ленинградского интернет-телевидения Len.ru Владимир Владимирович Пронин). Профессора и кандидаты наук читают лекции и проводят семинарские занятия, принимают экзамены и зачеты у слушателей, занимающихся очно (санкт-петербуржцы) или через Систему Дистанционного Обучения (СДО). За содержание занятий и исполнение учебного плана отвечает проректор по учебной работе Валерий Александрович Мордовин. В программе – философия, политическая экономия и научный социализм, опыт рабочего и профсоюзного движения. Слушатели не только получают мировоззренческую закалку, но и ответы на вопросы, что нужно знать, уметь и делать, чтобы активно участвовать в рабочем движении, профсоюзной борьбе, общественно-политической жизни страны и мира. Жители Санкт-Петербурга занимаются очно, а слушатели, записавшиеся через интернет из других городов и областей России и других стран мира, просвещаются через систему дистанционного обучения СДО. Все занятия выкладываются в интернет Ленинградским интернет-телевидением (ответственная – проректор по общим вопросам Диана Романова) и по возможности Рабочим ТВ Фонда Рабочей Академии на You Tube (Руководитель – Сергей Викторович Тюленев).
Окончившие годовое обучение в Университете слушатели, получившие дипломы, считаются перешедшими на второе отделение, продолжают самостоятельное обучение, поддерживая через интернет связь с профессорами и преподавателями Красного университета и получая необходимые консультации и поддержку. Все обучение бесплатное, и благодаря использованию цифровых технологий круг обучающихся постоянно растет. В восьмом наборе было уже более 600 слушателей. Отдельно следует остановиться на работе «Рабочего ТВ Москвы», «Рабочего ТВ Ленинграда» и «Рабочего ТВ Нижнего Новгорода». Рабочее ТВ выкладывает лекции, интервью и общественно-политические выступления профессоров и преподавателей Фонда Рабочей Академии, освещает деятельность Российского комитета рабочих, лучших профсоюзных руководителей, раскрывает опыт профсоюзного и рабочего движения, предоставляет слово для выступлений представителям рабочих коллективов, рабочим и другим трудящимся, помогая им просвещаться и расти как политическим деятелям. Это происходит с широким использованием цифровых технологий. Просветительская деятельность Фонда Рабочей Академии подкрепляется ведением страниц Фонда Рабочей Академии в социальных сетях, прежде всего в сети ВКонтакте. Опыт просветительской деятельности Фонда Рабочей Академии с использованием итернет-технологий дает теоретически обоснованный практический пример использования технического и технологического прогресса для содействия осуществлению в целом прогресса социального.
4. ОБСУЖДЕНИЕ. По сути мы имеем дело с уникальным опытом комплексного использования интернет-технологий, с применением их в развернутой системе в единстве не только сторон и моментов научно-просветительского содержания, но и в единстве этого содержания с подачей его различными интернет-ресурсами. Этот передовой опыт выделяется на фоне множества отдельных самодостаточных блогеров, специфических интернет-ресурсов, реализующих особые предпочтения и политические пристрастия их создателей, на фоне различного рода кружков, нередко демонстрирующих и транслирующих через интернет недостаточную научную квалификацию их создателей, на фоне плохо образованных, но бойко выступающих интернет-голов и групп. Исследованный и представленный в настоящей статье опыт заслуживает изучения, распространения и использования иными научно-просветительскими объединениями, действующими на самодеятельных общественных началах. Он заслуживает общественного внимания и всяческой поддержки.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенная взыскательному читателю данная статья содержит обобщение ценного опыта системной научно-просветительской работы с широким комплексным применением интернет–технологий и безвозмездной подвижнической работы участников этого общественно значимого процесса. Можно выразить уверенность, что эта комплексная общественная инициатива будет и дальше поддерживаться: с одной стороны, квалифицированными специалистами в соответствующих областях деятельности и, с другой стороны, обучающимися участниками, из которых формируются будущие распространители необходимых народу знаний. Автор пользуется случаем поблагодарить всех участников проанализированной и обобщенной в статье научно-просветительской общественной деятельности.
Список литературы
↑ 1. В.Г. Долгов, В.Я. Ельмеев, M.B. Попов, Е.Е. Тарандо и др. Будущее за обществом труда / В.Г. Долгов, В.Я. Ельмеев, М.В. Попов, Е.Е. Тарандо и др.// Под ред. проф. В.Я. Ельмеева. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2003. —272 с.
↑ 2. В.Г. Долгов, В.Я. Ельмеев, М.В. Попов. Выбор нового курса. М. «Мысль». 1991.
↑ 3. Рысев Ю.Л. Как рабочему реализовать свои интересы на производстве Санкт-Петербург, Изд. Фонда Рабочей Академии и ООО «Творческий Центр «Победа», 2006, 64 с.
↑ 4. Мазур О.А. Развитие работников современной России. — СПб.: Изд-во С. -Петерб, ун-та, 2009. – 222 с.
↑ 5. Золотов А.В. Развитие профсоюзного движения России: Монография. — Нижний Новгород: Изд–во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. — 374 с.
↑ 6. А.С. Казеннов, М.В. Попов. Советы как форма государственной власти / – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 157 с.
↑ 7. Участие профсоюзов в создании и деятельности советов. Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 13 октября 2017 г. Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.В. Золотова, доктора экономических наук О.А. Мазура. Невинномысск; Издательство Невинномысского института экономики, управления и права, 2018 г. — 73 с.
↑ 8. М.В. Попов. Планомерное разрешение противоречий развития социализма как первой фазы коммунизма. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
↑ 9. Попов М.В. Социальная диалектика. / М.В. Попов. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014 — 468 с.
↑ 10. Золотов А.В., Попов М.В. Перспектива преодоления социального разделения людей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. № 2. С. 218–232.
↑ 11. М.В. Попов. Профсоюзы и новая индустриализация России. Экономист. 2011. № 12.
↑ 12. Золотов А.В., Попов М.В., Бузмакова М.В., Былинская А.А., Глушич Н.Г., Демичева Т.Н., Лядова Е.В., Малявина И.Ю., Полушкина И.Н., Удалова Н.А. Сокращение рабочего дня как основание современного экономического развития. Под редакцией А.В. Золотова. Санкт-Петербург, 2016.
↑ 13. Социально-экономические проблемы преодоления коррупции. Васильцов С.В., Васильцова В.М., Винокуров С.С., Волович В.Н., Горбунов Г.Ф., Гурьянов П.А., Золотов А.В., Мазур О.А., Минаев Н.Ф., Нечуйкина Е.В., Никифоров В.В., Пиджаков А.Ю., Попов М.В., Семернин П.К., Субетто А.И., Тертышный С.А., Хайкин М.М. Коллективная монография / Санкт-Петербург, 2015.
↑ 14. Философские стратегии социальных преобразований XXI века. Волович В.Н., Делиева Т.А., Загвоздкин Н.Д., Золотов А.В., Казеннов А.С., Кефели И.Ф., Краснухина Е.К., Малафеев О.А., Марахов В.Г., Матковская Г.В., Пигров К.С., Попов М.В., Соколов А.М., Хмылёв П.Н. Под редакцией В. Г. Марахова / Санкт-Петербург, 2014.
↑ 15. Сайт Фонда Рабочей Академии http://www.rpw.ru
↑ 16. Сайт Московского регионального отделения Фонда Рабочей Академии http://www.rpw-mos.ru
↑ 17. Сайт Новосибирского регионального отделения Фонда Рабочей Академии http://www.wr-nsk.ru
↑ 18. Красное интернет-радио https://www.krasnoe-radio.ru/
↑ 19. Академия Смыслов Lobbyo https://www.youtube.com/channel/UCCWUurfuoWhXkFpjNZkLc-A
↑ 20. Видеоканал Фонда Рабочей Академии https://www.youtube.com/user/fondrabakademii
↑ 21. Ленинградское интернет-телевидение Len. Ru – YouTube https://www.youtube.com/user/AlinaJonson